про фонарики

Aug 03, 2010 23:14


пользуясь случаем

сразу хочу сказать, что речь пойдет не о фонариках в которых вместо лампочки стоит диодная спайка на 12-16-32-дохрена диодов. такие вещи только не делает только ленивый. диод в таком корпусе просто не в состоянии светить ярко.
в нормальном (в моем понимании) фонарике диод должен быть один, и он должен быть самым мощным из существующих на сей день. так что речь пойдет о фонариках в народе уже называемых "фениксами".

помимо продукции фирмы Fenix аналогичные фонари делает MTE, Trust Fire, SSC, Aurora и еще целая куча китайских производителей. внешне и внутренне они мало отличаются. и стоят в пределах 3000р.

теперь немного об этих самых отличиях.

1) Диоды.
Диоды сейчас ставят в фонари 2х разных поколений.
последнее поколение это диоды Р-7 (700-900 люмен) и Р-4 (более слабые)
более ранее обозначались как МС-Е (400-600 люмен) и ХP-G (150-200 люмен)
определить что где стоит проще некуда - тип диода пишут на корпусе фонаря. всегда.

2) Аккумуляторы
Если нужен фонарь небольших размеров и похожий на прожектор, то альтернативы ноутбучным литиевым аккам типа 18650 просто не найти.
18650 выпускают емкостью от 2300 до 2800мач. напряжение сразу после полного заряда - около 4.2вольт, которое за сутки стекает и стабилизируется на уровне 3.7вольт (без какого-либо использования). в Li-ion и особенно Li-полимерные акки ставят микросхемы-ограничители заряда. ибо банки с таким электролитом взрывоопасны в случае перезаряда. особенно если в аккумуляторе банок больше чем 1 и есть риск разбалансировки (неравномерное изменение емкости с каждым циклом заряда).
18650 - это просто 1 банка Li-ion. и если покупать ее в магазине ремонта ноутов, то можно купить без микросхемы. отличить просто - плюсовой контакт будет гладким, а не выпуклым как у пальчиковой батареи. т.е. заряжать такие надо только умной заряжалкой с термодатчиком.

3) Что дает драйвер
У всех литиевых аккумуляторов есть одна пакостная черта - они не в состоянии отдавать большие токи. именно поэтому все внешние фотовспышки в камерах работают на металл-гидридных и кадмиевых акках. кто снимал репортажи вспышкой с бустером, тот знает как она разогревается после серии импульсов.
литий греется в разы сильнее. уже после 2 минут работы на максимуме мой фонарь с диодом МС-Е ощутимо нагревается.
это все я написал к тому, что в маленьких фонарях заявленных 900 люмен просто не будет физически. ибо эти 900 люмен достигаются только при максимальном токе на диод (и МС-Е и Р-7) 2.8А и 4.2В. 1 литиевая батарейка такого обеспечить никогда не сможет. придется покупать дополнительную штангу, микросхему-драйвер (такая штука, которая держит силу тока постоянной и неизменяемой до определенной степени разряда батареи) и садиться за паяльник...

вот что пишут люди на форумах:
Потребление диода I=2,8А это при напряжении (по данным производителя) U=4,2В. Учитывая, что ЭДС полностью заряженной Li-Ion батарейки составляет 4,2В, а падение напряжения при токе I=2.8A и внутреннем сопротивлении 0,2...0,3 Ом должно составлять 0,6...0,8В, напряжение на диоде будет порядка U=3,4...3,6. Однако, при таком напряжении типичная вольтампреная характеристика диода указывает на ток меньшего значения. Вот и выходит, что Li-Ion батарейка не способна в принципе заставить диод работать на полную мощность, т.е. для реализации 900 Лм нужен драйвер.

Померил на досуге электрические характеристики фонарика. Вот что получилось: ЭДС(аккумулятора)=3,8 В (это примерно при половине заряда); потребляемый ток I = 1,18...1.21 А; напряжение на диоде U = 3,48...3,51 В. Умножая I на U получаем потребляемую мощност Р = 4,1...4,25Вт. Учитывая, что по данным производителя максимальный поток в 900 Лм обеспечивается при 11,8 Вт, а также предполагая, что коэффициент пребразования электрической энергии в световую практически не зависит от мощности, можно предположить, что рассматриваемый фонарик выдает 900Лм*4,2Вт/11,8Вт = 320 Лм.

если понятным языком для забывших физику, то
фонарик из магазина за 25у.е. по мере разряда акка будет медленно тускнеть. как и фонарик с обычной лампочкой.
после установки драйвера и второй батареи он будет светить раза в 2-3 ярче, в яркости несколько часов терять не будет вообще а потом просто выключится.

З.Ы. Вообще электронный мозг есть во всех фонарях где есть различные режимы. вот только работает он порой весьма своеобразно...

драйвер выглядит вот так

4) Что еще следует знать
фонари делают 2 типов - с широким и узким лучем. по опыту скажу что мой узколучевой "трас фар" на 430 люмен светит чуть дальше чем широколучевой МТЕ на 900. только 900люменный можно использовать как фару велосипеда в ночи и гнать не опасаясь препятствий. этим фонарем можно осветить 16й этаж с улицы в ночи и посчитать сколько бельевых веревок там натянуто на балконе.

Можно, конечно, найти в продаже модель уже с драйвером. но вот стоить оно будет врятли дешевле 200-300у.е.

железки, лытдыбр, статья

Previous post Next post
Up