Естественно, позабытость и малоизвестность это вовсе не критерий качества и примечательности, но я легко назову 25 групп (10 - это слишком мало), которые заслуживают внимание любого, кто ценит русский рок и авангардное рок-творчество вообще. Будет немалой пошлостью "рекомендовать" это, - кто ж станет метать бисер?.., - но упомянуть всяко стоит. Это группы, многие из которых уже прекратили своё существование, отчего возрастает историческая ценность их посыла. Что-то из этого носит черты гениальности, и я обязательно отмечу это.
Итак...
1. Начнём с отдельных персон. Андрей Мисин - русский поэт, музыкант, религиозный мыслитель. Считается основателем русского дарк-фолька. Родился в Казахстане, на раннем этапе творчества был так беден, что ему буквально не во что было одеться и обуться, из-за чего он выступал в чёрной хламиде и босиком. - Так сам собой сложился имидж. Некоторое, но недолгое время был довольно известен благодаря песне "Чужой", однако вскоре был плотно забыт и сейчас почти не вспоминается. Это при том, что поэзия Мисина и его музыкальные работы - настоящий шедевр русской поэтики (в русле христианского мистицизма или, если угодно, православной гностики, ибо в мире Мисина есть и колдовство, и тёмные секреты, и бог какой-то непонятный мрачный...). Голос Мисина, проникновенный, завораживающий, с старательным старорусским выговором, при этом безукоризненно поставленный, не имеет аналогов в русском роке. Всего было издано три полноформатных альбома.
Click to view
2. Инна Желанная. В отличие от Насти Полевой, никогда не была знаменитой, хотя её невероятный талант поражает и сейчас. Её страстный архангельский взор отдавал неким пугающим фанатизмом, а голос, пронзительный, будто кричащий через Вселенную, пробирал до глубины души. Инна некоторое время показывалась на ТВ, в частности было известное выступление в "Программе А", однако знаменитой она никогда не была, что очень печально. Поэтика её песен глубока и носит следы некоего душевного надрыва. В сущности, героиня Достоевского или, не знаю, Ремизова. Стилистически это также дарк-фольк и отчасти дарквейв (схоже с ранним творчеством Пикника).
Click to view
3. Михаил Пошивайло и группа Другие. Совершенно изумительное творчество Михаила и его друзей в рамках проекта Другие, вероятно, даже и не было толком оценено из-за глубокой андерграундовости. Но это не какой-нибудь тухлый помёт типа ДК (который никто не слушает и не слушал), а полноценное авангардное творчество где-то в параметрах инди-рока с очень качественной и потрясающе красивой лирикой. Слушая группу Другие, мне вспоминаются Есенин и нечто столь пронзительно русское, что по моим критериям только это и можно назвать русским роком, - то, что я называю русским русским роком. - Это кажется тавтологичным, но посыл ведь понятен. Михаил создал, к счастью, множество полновесных и полноформатных работ. Кто оценил это - я не знаю, я даже никогда не встречал упоминаний об этом...(
![](https://ic.pics.livejournal.com/borealisthelema/84606048/18202/18202_300.jpg)
4. Влад Доронин и группа Система Безопасности (кратко Си.Бе). Влад был пионером русского инди-рока - не только его выразителем, но и теоретиком. Защищая учёную степень по философии, Влад представил диссертацию на тему героического и дионисийского в началах рок-музыки (ну, то что в моём определении значится как "стихийное творчество пассионариев", - здесь важны оба ударения - на "стихийности" и на "пассионарности"; иначе говоря, если это творчество не стихийно - то есть когда просто взял гитару и тотчас что-то сочинил, выразив прямо всё на 100500, на одном дыхании в порыве вдохновенья (чем удачней получилось найти нужные слова, чтобы удалось передать истинный смысл понимания - тем лучше, здесь нужен и ум, и талант, а иногда бывает и блеск гениальности), - то это уже не рок, а тухлое гумно, и если творец не пассионарий, то и никакой он не рокер, а так, плесень никчёмная): см.: Доронин В.В., "Рок-культура как современное воплощение традиции героев", Тюмень, 2011 (
http://www.dissercat.com/content/rok-kultura-kak-sovremennoe-voploshchenie-traditsii-geroev). Стиль Влада и его необычный голос - нечто совершенно замечательное во всём явлении русского рока, но, к сожалению, это так и не было оценено. Качество многих записей удручает, ибо это именно тот случай, когда всё творилось стихийно и человеком несомненно пассионарным, откуда почти курьёзный галопирующий темп песен, сумбурная текстовка и, скажем так, весёлый тон ) В некотором смысле Си.Бе представляет диспозицию мрачной "убитой" меланхоличности группы Другие, у которых, кажется, вообще ни одной радостной песни нет... (не то, чтобы они были нужны, эти радостные песни, просто очень меланхолическое творчество)
![](https://ic.pics.livejournal.com/borealisthelema/84606048/18034/18034_300.jpg)
5. Миссия: Антициклон. Кто бы мог подумать, что в далёком Магадане, на самом краю земли, могла появиться столь блистательная группа. Вероятно, в свои годы Миссия: Антициклон были самой перспективной, самой яркой группой русского рока, - их хитовая композиция "Монро" была объявлена лучшей рок-песней 1994 года и постоянно, как помню, звучала по радио. Действительно, исполнено это совершенно великолепно. Никакого плебейского мацковского быдлянства, никакой тошнотной приторности питербурха, В дальнейшем группа забылась, что я считаю совершенно неоправданным. Это один самых чистых образцов стиля new wave в истории русского рока. Тексты группы совершенно гениальны.
в. Весёлые Картинки. Весьма занятная группа, лидером которой был также магаданский музыкант Игорь Белов (1964-2009), - помимо запоминающегося выразительного голоса, у него был оригинальная манера игры на гитаре, что придавало звучанию группы некий особый почерк, - оставляющая в памяти некое колоритное впечатление: нечто саркастичное и притом невероятно ностальгическое. Это одна из немногих групп из 80-х, которые интересно слушать сейчас. Стиль, который создали Весёлые Картинки, несмотря на дурашливое название, которое нужное понимать "от обратного" (картинки как раз невесёлые), был весьма оригинальным. Некая мешанина белогвардейщины, декадентства, каких-то пародий на генсеков в общей тональности ненависти к "совку", который к тому времени вызывал у культурных людей России ненависть и отвращение. В качестве стиля использовалось всё подряд - от краут-рока до старинных романсов, это особой роли не играло. Ценность творчества Весёлых Картинок привязана к определённому времени т.н. "перестроечного периода". - Когда СССР уже не мог, а народ уже не хотел.
Click to view
Click to view
![](https://ic.pics.livejournal.com/borealisthelema/84606048/17911/17911_300.jpg)
7. The Matrosskaya Tishina. Первая русская группа, разрабатывавшая стиль индастриэл-рока ещё в 1988-м году. Уникальность заключалась в том, что уже тогда, ещё в советское время, были примечательные работы на английском языке. Как ни поразительно, это качественные, абсолютно отличные работы, что кажется совершенно невероятным, учитывая годы их создания. Возможно именно из-за чуждости материала, Ростовская группа Матросская Тишина никогда не была популярна и широко известна в России, несмотря на участие в некоторых фестивалях и знаменитый клип
"Satisfuckshion" (который часто можно было видеть по ТВ), а ныне так и вовсе забыта. При том, что эти песни великолепно звучат и сейчас. - Теперь уже в вечности (лидер группы Герман Дижечко погиб в 2008 году).
8. Новая Русская Группа (НРГ). НРГ и некоторые другие проходили по непроторенной дорожке современной для 80-х годов электронной музыки. Странные, даже пугающие, если вдуматься, тексты, некий космофутурический имидж - это было очень свежо для Советской России. Трудно говорить о какой-то знаменитости, но работы этого проекта очень хороши, - это отлично звучит и сейчас. При этом НРГ никогда не были "попсой" или какой-пародией на "Депеш Мод", как иные, это именно электро-рок.
Click to view
9. Скандал. Есть несколько групп с таким названием, включая русскую группу из Белгорода; мы говорим об украинском проекте Павла Жигуна. Изначально группа Скандал была создана в 1988 году исключительно с одной целью - ради эпатажа. Даже само название, подчёркнуто нахально на английском как Scandal, напрямую обозначало, что ключевой целью группы является скандал. И надо отдать должное ребятам, они стремились к этому любой ценой) Собственно, этим они и интересны. Что могло быть скандальным в позднем "совке"? Ну, самое жестокое, что можно было сотворить - это позицировать себя в виде наглых капиталистов, распевающих о прелестях жизни буржуинской. Скандал пели на английском, играя рок-н-ролл подчёркнуто американского образца, всем видом свои показывая, что они продадут все заветы Ильича за понюшку бабл-гама)) Конечно, когда СССР рухнул, эпатажность как бы закончилась сама собой, но ценность группы Скандал именно в том, как они позицировали себя в 1988-1990 годы (после чего Жигун сделал уже коммерческую группу Моральный Кодекс). Это вполне интересно для исследования феномена рока и для истории. В музыкальном смысле Скандал интереса не представляют - это единственная украинская группа в нашем очерке и единственная неинтересная своими музыкальными работами, а токмо мотивами и имиджем. Стилистически это "махровый" коммерческий рок (то есть он и делался подчёркнуто в американском ключе и вели себя как наглые янки)).
Click to view
10. Остров Крым. Совершенно изумительная группа, в самом Крыму носившая титул супер-культа. Могли собрать полный стадион в любом городе Крыма в лучшие годы, однако сейчас их едва ли вспомнят даже там. Что забавно, Остров Крым не только никогда не пели на украинском, но даже и не говорили. То есть лет эдак за 30 до "аннексии украинских территорий". Это была абсолютно русская группа, игравшая для русской аудитории (а никакой другой в Крыму и не было). Её уникальность именно в том, что это первая аутентично Крымская группа, то есть со своими заморочками, своей эстетикой, своими почитателями и некой особой атмосферой. Ну, это как студенческие группы Калифорнии, или Нью-Йоркский хардкор, или Мюнхенский kommerz punk, или Кентерберийская психоделика, - словом, нечто очень родное для своих, нечто очень аутентичное. Стилистика Острова Крым была очень любопытной. Это сложные, развёрнутые, весьма толково сделанные и исполненные блюзовые композиции, причём поданные удивительно задорно. Остров Крым звучали так, что при первых нотах ноги сами начинали дрыгаться, порываясь в пляс) Особо колоритно выглядел, конечно, фрондер группы, певший голосом этакого заправского моремана. Словом, группа весьма замечательная.
Click to view
11. Странные Игры (позже Игры). Это была, да и остаётся одной из самых странных групп русского рока. Ни с чем не сравнимая сюрреалистическая лирика группы, необычное и свежее для тех лет звучание, пронзительный, при этом несколько картавый голос вокалиста, - всё это звучало весьма и весьма удивительно. В 1983-1989 годах Странные Игры засеивали поле "новой волны" в Советской России, создав уникальный тон какого-то кромешного булгаковского кошмара. Почти все тексты группы темны, сюрреалистичны и тотально безысходны. Что именно пыталась донести группа таким образом - неясно, но звучало крайне странно и весьма жутко. Характерно, что какого-либо определённого западного влияния, кроме общего декадентского фона, характерного для пост-индастриела, я даже при сильном желании не нахожу (как и у проекта Миссия: Антициклон), хотя звучит очень по-буржуйски.
Click to view
![](https://ic.pics.livejournal.com/borealisthelema/84606048/17552/17552_300.jpg)
12. Скверный Анекдот. Неинтересное и свиду бы неумное название скрывает за собой один из самых гротескных и странных проектов, какие я когда-либо слышал. Это, конечно, всё та же пост-Готическая волна Ростова, - об этой тусовке можно было бы писать тома, хотя о ней вряд ли имеют представление на периферии (на мацкве или в питербурхе каком-нибудь). Ударяясь в философские рассуждения, можно порассуждать о том, как группа может вызвать к себе интерес? Это может быть эпатаж, или внешняя броскость имиджа, или редкая оригинальность, или некий ореол таинственности и мизантропичности. Проект Скверный Анекдот берёт чем-то очень редким - крайней замысловатостью задумки, где-то почти на грани шизофрении. Я не знаю, как создаются такие проекты, в них есть что-то априорно загадочное, но слушать это интересно невероятно! Группа Скверный анекдот ценна в первую очередь очень редкой прихотливостью своих работ, которые даже не хочется особо облепливать формальными рамками стилей. Ну, скажем, это Телемитский дарквейв.
![](https://ic.pics.livejournal.com/borealisthelema/84606048/17266/17266_900.jpg)
13. Берген Кремер. Группа настолько андерграундная, что ни одного их альбома нет ни на одном трекере (кстати, как и моих работ, старых или новых). При желании можно найти разве что отдельные песни. И это при том, что БК были одной из первых в России coldwave групп. Изначально, да и в последующее время, это, как часто у Телемитов, был творческий дуэт (ну, Телемитский брак, если кто-то понимает), откуда полное равнодушие к публике и какой-либо ангажированности. Но это же придаёт песням яркую индивидуальность и некую интимность. Зная на своём опыте, подозреваю, что многое БК просто не публикуют (и не опубликуют никогда). Как истинные ницшеанцы, они просто выбрасывают толпе в виде подачек что-то, что либо утратило ценность, либо не имело ценности изначально. Нечто по-настоящему драгоценное не скармливается профанам никогда. По БК очень хорошо видно, что создано ими материала было очень много, а вот выброшено в массы только кое-что, причём явно среднего качества. Ошибиться в этом невозможно: Берген Кремер, несомненно, одна из самых ярких групп Ростовского и, шире говоря, Русколанского региона.
You can watch this video on www.livejournal.com
Конец I-й части
Часть II:
https://borealisthelema.livejournal.com/106570.html