Двойная порция очередных странностей Николаса Кейджа.
Герой наших снов / Dream Scenario (США, 2023)
В том, что Николас Кейдж - феномен, который наверняка будут изучать в киновузах, сомневаться уже не приходится. Актер, переживший яркий взлёт и сокрушительное падение, завязший на 10 лет в фильмах «директ-ту-двд», и которого все давно списали в утиль, умудрился возобновить карьеру, попутно превратившись в ходячий мем. И теперь независимые кинематографисты пишут сценарии именно под него и у нас теперь есть отдельный жанр «фильмы с Николасом Кейджем» ну или Кейджплостейшн. Не всегда, правда, умельцам удаётся в плане сценария и режиссуры довести идеи до конца, но актёр в них всегда хорош и выкладывается на полную. Собственно, проблема сценариев и развития идей - бич современных киноделов. Не избежал этой проблемы и «Герой наших снов» студии A24 (оригинальное Dream Scenario содержит в итоге двойную иронию касаемо фильма, что как обычно напрочь убито российской локализацией). У скандинавского режиссёра-сценариста Кристоффера Богли, который на родине недавно отметился хлёсткой «Тошнит от тебя», западный дебют не сильно задался (тоже классический момент в карьерах большинства европейцев). Ведь имея на руках классную идею и Николаса Кейджа, можно двигать историю куда угодно, отпустить тормоза и уйти в полнейший отрыв - тебе и карты в руки. Но идея есть, а вот что с ней делать Боргли, по-видимому, так и не придумал. Начало и постепенное нагнетание абсурдной ситуации сделано интересно, повествование плавное, но любопытное, есть пара реально смешных и крутых сцен, но когда происходит пиковый конфликт, действие резко даёт по газам, и вся оригинальность идеи летит в мусорное ведро, уступая место банальной мелодраме и весьма пространной (это очень удобно да, когда идей нет) концовке. Да, культура отмены здесь упоминается, но это настолько осторожно, словно Боргли боится острых углов. Подобная ситуация была с недавними «
Ногтями», но там изначально шла мелодрамная история, а интересную идею с институтом просто не стали выделять и усиливать. А здесь был шанс выдать что-то уровня «Адаптации», и будь у руля кто-то уровня Кауфмана, то так бы, возможно, и получилось. К актерам, а точнее Николасу Кейджу (остальные здесь фоновые статисты) претензий никаких. Артист как обычно блистателен и неповторим, и именно он вытаскивает на себе недожатую идею. В начале он так вообще нехило даёт Вуди Аллена, а затем уже постепенно переходит на фирменные приемы. В общем, кино на уровне идеи получилось весьма интересное и занятное, и жаль, что её не смогли толком развить и довести до нужного катарсиса.
6/10
В поисках зверя / Butcher's Crossing (США, 2022)
А вот здесь я ожидал худшего и готовился сильно страдать, но на удивление вышло как раз наоборот. Спортивный документалист Гейб Польски, для которого это вторая режиссёрская работа в художественном жанре, решил снять экранизацию романа Джона Эдварда Уильямса. И вот тут режиссёр в рамках не самого большого бюджета справился весьма неплохо. Фильм снят на натуре в Монтане, в кадре настоящие стада бизонов - и всё это выглядит завораживающе. Есть буквально пара мелких моментов, когда актёры почему-то несколько секунд находятся на фоне корявых задников, хотя на протяжении всего фильма они находятся на натуре (уж не знаю почему это не вырезали при монтаже ибо эти микро-сценки никакой нагрузки не несут), но на фоне всего остального на эти мелочи можно закрыть глаза.
Красивая природа, интересный, пусть и простой, сюжет, фактурные актёры. Не знаю, как в данном случае передан литературный источник, но у Польски получилась простая и немного мрачноватая история в духе Джека Лондона с весьма осязаемой аурой и небольшими триллерными моментами. В кадре 3-4 актёра и на всех смотреть приятно. Кейдж на себя одеяло не перетягивает и с экспрессией не перегибает - смотрится герой интригующе. Неплох и Джереми Бобб, который внешне очень похож на Дэвида Харбора, и ощущение, что в фильме снимался именно он. Молодой Фред Хехингер выдал паренька со взором горящим, и в типаж тут попадание стопроцентное. В небольшой роли появляется харизматичный Пол Рейси из «Звука металла». Безусловно, кино можно было сделать более жёстким (хотя тут всё в балансе и достаточно небольших нюансов) и сделать острее конфликт между героями. Но и в таком виде как некая простая история картина вполне работает и не провисает.
А если добавить к этому невероятной красоты съемки на природе и настоящих животных в кадре и плюсом сцену с настоящим огнём (я уж забыл когда в современных фильмах использовали настоящий огонь, а не вырвиглазный CGI), то на выходе получается неплохая и крепкая работа в редком жанре, когда снимая вестерн, не делают из него мелодраму или банальный боевик про героев и бандитов. Добротное кино вышло. Режиссёру, в отличие от скандинавского коллеги выше, ставлю «ХОРОШО».
7/10