Около тысячи журналистов со всех уголков России собирались недавно в Дагомысе - курортном местечке неподалеку от Сочи - чтобы принять участие в 14-м фестивале «Вся Россия-2009».Фестиваль этот ежегодный. И что журналисты действительно приехали со всей России - в этом я убедился в первый же день: за завтраком соседи по столу говорили на непонятном мне языке. Оказались, это коллеги из Бурятии. Их было мало, но они были в майках, на которых было написано «Журналисты из Бурятии».
25 сентября состоялось открытие фестиваля. Выступивший в самом начале председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов поприветствовал всех участников и передал слово директору гостиницы некоему Свиридову. Свиридов был краток и постарался пропустить мимо ушей фразу Богданова о том, что пора бы уже в отеле ремонт сделать. (Отель и в самом деле - памятник советской эпохи застоя: убого обставленный, но очень дорогой, с плохой кухней, но очень дорогими буфетами).
Потом Богданов предоставил слово новоизбранному мэру города Олимпийского - так его теперь в обязательном порядке называют - Сочи - Анатолию Пахомову. Лучше бы он этого не делал без установки лимита времени. Пахомова понесло, как голодного Остапа Бендера. Чувствовалось, что это была смесь всех его речей : предвыборной, праздничной, по случаю встречи начальства из Москвы и выступления на открытии очередной олимпийской стройки. Он говорил о том , что город Сочи будет самым лучшим городом в мире (Вспомнились Нью-Васюки товарища Бендера); что пресса должна помогать властям; что завтра всех повезут показать олимпийские объекты…
Утром я спросил организаторов, где обещанная поездка на олимпийские объекты? Мне ответили: те, кто желал, заранее сдавали паспорта и данные этих паспортов отсылались куда-то в Москву ( в ФСБ что ли?), чтобы им дали разрешение посетить объекты, потому что они - режимные. Режимные - значит секретные. Собственно, никто и не сомневался, что рано или поздно российская сочинская олимпиада станет секретной - если у власти чекисты, то все рано или поздно становится секретным.
Олимпийские объекты мы , конечно, увидели, но издалека и в составе группы журналистов-экологов.
На открытии фестиваля Всеволод Богданов подарил мэру Сочи Пахомову библию, вспомнив зачем-то Путина при этом. (А ведь сказано в Святом Писании: не упоминай имя Госопда нашего всуе… А Путин , похоже, для многих чиновников стал своего рода Господом: особенно это видно на российском телевидении. В дни работы фестиваля даже несмотря на то, что президент Медведев был на саммите в Питтсбурге, Путина на российском ТВ показывали едва ли не чаще Медведева. Меня удивило : 24- го сентября показали Путина, выступающего в Салехарде. Это в Якутии, если кто не знает. А уже утром 25-го показали, как Путин заслушивает какого-то чиновника в Москве. За эти несколько часов - я точно знаю - невозможно перелететь из Якутии в Москву. Значит, нам крутят Путина в записи. Я думаю, что Путина вообще можно поместить в его любимый город Сочи, а по телеящику показывать, как он рулит страной, выводя ее из кризиса. Кстати, никому и в голову не придет проверять, где в реальности находится товарищ Путин и вообще, существует ли он на самом деле).
Примечательно, что на семинарах и круглых столах фестиваля меньше всего говорили о тележурналистике. Наверное, это не случайно: как можно говорить о том, чего нет? Есть телепропаганда и телезомбирование, но никак не тележурналистика.
На одном из мастер-классов я побывал. Проводил его бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Павел Вощанов. Когда-то Павел Игоревич работал в «Комсомольской правде», когда эта газета была газетой, а не «желтым листком». Павел говорил живо, умно, интересно и критично. «Пресса - санитар леса, - сказал он. - А когда санитара нет, то в лесу творится черт знает что. Заяц главным в лесу…»
В первые же дни работы фестиваля были оформлены стенды регионов, на которых были представлены образцы печатных изданий. Я почитал некоторые газеты. Не буду пересказывать содержание публикаций - они все похожи, как близнецы-братья. Приведу в пример лишь типичные заголовки: « Скоро новый урожай, а старый еще не продан»; «Овцеводческий вернисаж» ; «О развитии зернового рынка»; «Будет хлеб и достаток в семьях» (специально прочитал эту статью, но так и не понял, почему же хлеба и достатка нет СЕГОДНЯ, а будет он лишь когда-то потом, в будущем)…
Потом мы поехали по олимпийским объектам. В качестве гида выступил молодой журналист-эколог Дмитрий Шевченко из экологической организации под названием «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Дмитрий рассказал о нарушениях экологического законодательства при строительстве объектов для будущей олимпиады в Сочи и показал, как строятся: дорога и железнодорожная ветка по руслу реки Мзымта в Красную Поляну от Адлера; грузовой терминал порта; ледовый дворец в Имеретинской низменности; показательный коттеджный городок в поселке Некрасовка для тех, кого будут сгонять с традиционных и обжитых мест ; городскую свалку мусора в районе речки Хирота… Особенно меня впечатлила стройка дороги.
Интересно, кому именно пришла в голову мысль строительства дороги вдоль русла реки? Ведь даже неспециалисту понятно, что ширина русла сократится вдвое - вместо 140 метров останется 60; что вследствие этого изменится не только само русло реки, но и водно-температурный баланс во всем районе. Строительство потребует прокладки нескольких тоннелей. А это значит, что воздушные массы беспрепятственно будут поступать с теплого юга к предгорьям Кавказа - туда, где сейчас строятся горнолыжные трассы. Это значит, что температура там резко повысится, и трассы станут бесснежными. Помимо всего прочего мосты и дороги резко изменят природный ландшафт региона.
Побывали мы и в районе Имеретинской бухты - там, где я в позапрошлом году встречался с местными жителями, протестовавшими против их отселения. Конечно, результат их борьбы заранее предопределен. Жители пока живут в своих домах и даже борются с произволом. Мы зашли в гости к 67-летней жительнице Анне Матвеевне. Она не хочет уезжать со своей земли из своего неказистого домика. У нее хороший огород, сад. А за ее огородом уже вовсю строится коттеджный поселок для тех, кому предложено съехать со своих участков. Мы сходили и посмотрели на эти красивые домики, в которых пока никто не живет. (Правда, газета «Сочи олимпийский» в номере за 18-25 сентября 2009 года уже оповестила читателей, что житель Имеретинской низменности Алексей Кубанский уже стал новоселом одного из коттеджей. Оказалось, что это утка: никакого жителя ни в одном коттедже, как сказали нам строители, нету и в помине: к домам еще не подведены все коммуникации. Кроме того, нам рассказали, что домики эти, хоть и красивые снаружи, плохо сделаны внутри: тонкие стенки, наспех сколоченные стройматериалы… Кроме того, за эти домики будущим владельцам надо будет еще и доплачивать солидные суммы.
Активист противостояния местных жителей с властью Алик Ле сказал, что они пытались найти общий язык с властью: не получилось. Власть слепа и глуха к просьбам и претензиям народа. Мне запомнилось то, что Ле не против самой олимпиады: он против наглости власти, которая не считается с мнением и просьбами народа.
Посмотрели мы и самую большую свалку мусора в Сочи - объект явно не олимпийский и явно запущенный. Свалка огромная и она все растет. Мусор гниет, и сточные воды с этой кучи льются на речку Хирота. Речка впадает в Черное море в районе пляжей. Похоже, что денег на перенос или обустройство этой свалки в олимпийском бюджете пока не нашлось.
…Фестиваль завершился 29-го сентября. Мне он, в принципе, понравился: журналисты увидели друг друга, обменялись мнениями, кое-чему научились друг у друга, обсудили наболевшие вопросы… Не понравилось то, что почти не говорили о блогах и блоггерах; что секция экологической журналистики была малочисленна… Надеюсь, что организаторы будущих фестивалей это учтут.