О деле питерского бизнесмена Виталия Архангельского я писал уже несколько раз. Даже
в суде по его делу выступал. Суть дела, вкратце, состоит в том, что французский суд однажды отказал Российской Федерации в экстрадиции Виталия на горячо любимую родину. Родина в лице прокуроров оспорила вердикт первой инстанции в вышестоящей инстанции. И вот новость: Следственная палата апелляционного суда Франции объявила решение: отказать РФ в экстрадиции Виталия Архангельского по повторному запросу.
Обо всем этом Виталий подробно н
аписал на своем сайте. В частности, он утвеждает, что уголовное дело против него было сфабриковано бывшим руководителем петербургской милиции Владиславом Пиотровским в интересах тогдашнего губернатора Валентины Матвиенко в рамках рейдерского захвата его компаний.
Показательно, что решение суда обосновано не конкретными обстоятельствами «дела Архангельского», а аргументами общего характера, согласно которым в России в принципе не существует независимого правосудия, соблюдения прав обвиняемых, и практикуется использование пыток и бесчеловечного обращения.
«Мы считаем это дело прецедентным для Франции и для стран Евросоюза в целом, - заявил глава Нью-Йоркского Фонда гражданских свобод Алекс Гольдфарб. - В Великобритании такой прецедент был создан делами Березовского и акционеров Юкоса. Во Франции первопроходцем стал г-н Архангельский».
До сих пор, представители российского бизнеса в поисках защиты от властей предпочитали Великобританию.
Апеляционный суд Экс-Ан-Прованс накануне визита во Францию Президента РФ Путина выпустил полный текст решения (аргументационную часть) о повторном отказе в экстрадиции в РФ российского бизнесмена Виталия Архангельского. Французский суд в своем решении не только отметил отсутствие вежливости со стороны заместителя генерального прокурора РФ Звягинцева при осуществлении международного правового сотрудничества, определил слова, которые не уместно использовать в деловой переписке, обратил внимание на не знание Александром Звягинцевым международной конвенции 1957 года (! - зачет по которой сдают первокурсники юрфаков), но и еще раз напомнил, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вопреки мнению Звягинцева, обязательна для всех членов Совета Европы - т.е. в том числе и для России.
Так, суд пишет:
Принимая во внимание в этой связи, что к делу было приобщено письмо Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Государственному министру, Хранителю Печатей, Министру юстиции и свобод Французской Республики от 23 января 2012 года, в котором этот высокопоставленный чиновник российской юстиции выражает протест против вышеупомянутого решения следственной палаты (отрицательное заключение по нескольким основаниям в отношении первого требования об экстрадиции Виталия АРХАНГЕЛЬСКОГО), но только в отношении одного основания этого отказа, а именно применения положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утверждая что данное основание не предусмотрено Европейской конвенцией об экстрадиции 1957 года; что в этом же документе осуждается решение Следственной палаты от 15 сентября 2011 года (№192/11) содержащее отрицательное заключение в отношении экстрадиции российского гражданина, вынесенное единственно на основании указанного текста, и говорится, что данный суд «самоуправно отказал в экстрадиции». Что, таким образом, Следственная палата вынуждена:
- принять к сведению, что элементарная вежливость, общепринятая при осуществлении международного сотрудничества представляется забытой, наречие «самоуправно» является в данном случае особенно неуместным;
- напомнить, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод обязательна для всех членов совета Европы, в том числе и для Российской Федерации; что, таким образом, применение Европейской конвенции об экстрадиции естественно не исключает применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
Подобное поведение представителя российской правоохранительной системы активно обсуждается и осуждается во французской прессе - даже малые региональные газеты не оставили этот факт без внимания и отнеслись с насмешкой к руководителю российской генпрокуратуры, отвечающему за международное правовое сотрудничество ведущей мировой державы.