Ар ким озун эр ойлойт*

Oct 25, 2011 13:43

О выборах в Кыргызстане

Год тому назад политолог Алексей Малашенко в своем блоге на «Эхе» так написал о прошедших парламентских выборах в Киргизии : «…Прошедшие …выборы российского обывателя по большому счету интересуют мало, почти не интересуют. Впрочем, так же как и только прошедшие выборы в России. И правильно. Первые проходили слишком далеко, вторые, как всегда были мало интересны, ибо их результат известен заранее…Все плохо в Киргизии. … Кроме одного: люди подали свой голос».
Спустя год можно сказать: и президентские киргизские выборы мало кого волнуют в России; и предстоящие парламентские и затем мартовские выборы в России мало кого волнуют и будут волновать в Киргизии. И все это - на фоне чуть ли не заклинаний киргизского руководства о том, что мы - братья навек и что нашей тесной дружбе альтернативы нет.
Почему нас, россиян, мало волнуют киргизские выборы - понятно: страна маленькая, далекая, на нашу жизнь никак не влияющая. Киргизов наши выборы не волнуют по другой причине: им всем, как, впрочем, и нам тоже, понятно: в России давно уже нет выборов, а есть братковский переход власти из одних лап в другие. И всем понятно, кто именно будет очередным президентом.
Насчет «братья навек» и отсутствия альтернативы в дружбе и бизнесе. Я бы не торопился однозначно так утверждать. Да, соседи, да, братья. Но многие россияне по-прежнему уезжают из республики. Значит, уже, как минимум, не навек. И альтернативы российскому бизнесу в Кыргызстане, слава богу, тоже есть: китайцы строят дорогу до Иссык-Куля; турки вовсю торгуют в Бишкеке; японцы помогают с поставками медицинского оборудования; американцы внедряют свою модель образования… Русские представлены, разумеется, «Газпромом»: заправки, заправки и еще раз заправки.
Все ли плохо в Киргизии? Нет, конечно. Во всяком случае, инструмент демократии под названием «выборы» здесь не ликвидирован вообще, как, к примеру, в России. И ни один из тех, с кем довелось побеседовать, не выразил желания не пойти на выборы; пойти и порвать бюллетень; пойти и проголосовать назло кому-то, поставив галочку за одного из кандидатов. И про движения типа «Нах-Нах» я не слышал…
Выборы президента в Кыргызстане, конечно, интересное явление. Россиянам, к примеру, наверняка невозможно себе представить, чтобы помимо пресловутого Путина кандидатами в президенты одновременно выдвинулись министры МЧС и МВД, городской прокурор, бывшие генеральный прокурор, омбудсмен, спикер парламента… Всего в Кыргызстане в избирательных списках осталось 19 человек. И каждый мнит себя богатырем. А было на старте 83 кандидата. Демократия…
Большинство опрошенных мною людей (политики, политологи, журналисты, люди с улицы) склоняются к тому, что победу на выборах одержит нынешний премьер Алмазбек Атамбаев. В его активах - административный ресурс, избирательный фонд под миллион долларов, недавняя поездка к Путину (Так в свое время русские князья должны были ездить в Орду и получать там ханские утверждения - ярлыки - на свои княжества. Это называется «политическая зависимость»). Один из депутатов Жогорку Кенеша сказал мне, что в Кыргызстане на Атамбаева работает целая пиар-группа из России.
Реальные соперники Атамбаева -министр МЧС Камчыбек Ташиев и лидер партии «Бутун Кыргызстан», бывший председатель парламента Адахан Мадумаров. Они - южане, а это примерно 2/3 голосов избирателей. Если выборы перейдут в стадию второго тура, то вполне возможно, что Ташиев и Мадумаров объединятся. И тогда той лошади, на которую поставили Путин и Ко, придется трудновато.
В целом предвыборная кампания проходит спокойно. Потому что основные события, как мне пояснили местные эксперты, разворачиваются в тени: поскольку у власти бизнесмены, то и дела решаются по-деловому тихо (деньги любят тишину). В тишине распределяются силы, посты, просчитываются варианты, идет торг.
Именно торгом и деньгами (точнее, их недостатком) многие объясняют и массовый сход с дистанции таких известных в Кыргызстане людей, как Омурбек Текебаев, Нариман Тюлеев, Акылбек Жапаров, Исхак Масалиев, Шамшыбек Медетбеков, Марат Султанов.
Отношение народа к кандидатам в большинстве случаев такое (мнение одного таксиста): «Из всех козлов, прущих на кресло президента, Атамбаев наименьший козел; за него и буду голосовать». Мне неизвестна единица измерения козлизма, но одну фразу Атамбаева я запомнил: на встрече с рабочими завода «Дастан» он сказал, что идет на выборы и к победе «с верой в бога и заводской закалкой».
Разумеется, в предвыборной гонке есть и такое явление, как теледебаты. Я посмотрел пару передач: зрелище подчас унылое, подчас смешное, с робкими попытками оппонентов задавать якобы острые вопросы и явными попытками кандидатов хвалить себя «взасос». Дискуссии практически нет.
Ну, так ведь и традиции дебатов тоже почти нет. Так что лучше такие дебаты, чем вообще никаких.
Примечательно, что все хорошо понимают: выборами президента жизнь политическая в стране не закончится. Во-первых, избранный президент будет изо всех сил стремиться изменить Конституцию с тем, чтобы увеличить свои полномочия (понятное дело: без полномочий он никому не интересен). Но ему это вряд ли удастся - депутаты уже вкусили плоды власти в парламентской республике. И если выборы для соперников Атамбаева закончатся неудачно, они наверняка постараются минимизировать полномочия новоизбранного президента.
Во-вторых, не за горами парламентские выборы с неизбежной сменой конфигурации сил на политической арене (здесь возможны уходы лидеров нескольких партий - Ар-Намыса, Ата -Мекена…). Очевидно, что силы и средства поберегутся для будущих - парламентских - выборов. Страна-то, повторюсь, парламентская.
Конечно, не исключено, что проигравшие кандидаты постараются каким-то образом дестабилизировать обстановку акциями протеста. Но мне показалось, что желающих пострелять-побуянить осталось мало: есть дела важней. Одно из них - просто выживать в трудных условиях, в которых оказалась республика.
Григорий Пасько, журналист
*Каждый мнит себя богатырем (киргизская пословица).

зарисовки с натуры, выборы, Кыргызстан

Previous post Next post
Up