Вкратце история такова. На человека завели дело о взятках. Суд присяжных его полностью оправдал. Прокуроры опротестовали оправдательный приговор, солгав Верховному суду, что одна из присяжных не числилась в списках. Верховный суд знал, что ему лгут, и, тем не менее, отменил оправдательный приговор, направив дело на новое рассмотрение. (Подробности
здесь). Процесс с новым составом присяжных длился несколько месяцев и настолько нервно, что вскоре судья объявил замечание присяжному, потом подсудимому, потом свидетелю, потом даже прокурору… А потом и вовсе удалил из процесса единственного подсудимого. При этом отвод самому судье участники процесса заявляли несколько раз. Подсудимый обжаловал решение о своем удалении в Верховном суде РФ. Вместо того, чтобы продолжать процесс, как того требует закон, судья Дмитрий Савушкин объявил перерыв и стал…судиться с председателем своего же суда - Тихоокеанского военного.
Три (!) месяца длился перерыв в процессе. Наконец протокол заседания был изготовлен, и подсудимый начал писать на него свои замечания. Вдруг подсудимый Олег Годисов позвонил мне и сообщил нечто, не вписывающееся в рамки здравого смысла.
Послушаем самого Олега Годисова:
- Председатель суда Волков вдруг попросил меня заехать к нему в суд. Я очень удивился такому приглашению (я его понимаю - далеко не каждый день председатель суда звонит подсудимого его же суда - прим. автора), но поехал. Захожу к Волкову, а он мне так, по-дружески, говорит: знаешь, говорит, ты можешь не писать замечания на протокол, так как протокол этот - пустое место, потому что судье Савушкину прекращены полномочия с 1 октября. Ну, нет уже такого судьи Савушкина. Поэтому дело сейчас просто «сходит» в Москву, затем вернётся, и будем начинать всё сначала: с новым судьёй формировать новую коллегию присяжных.
…Что меня возмущает? Что Савушкин всё знал (впрочем, как и Волков тоже), но специально тянул с изготовлением протокола, и специально дал мне с ним знакомиться только с конца сентября, не говоря уже о том, что он мог не изощряться и не удалять меня из процесса в июне. Мы бы в июле уже закончили. …Понять не могу: зачем он так поступил?»
И я не понимаю. В ответ на мои обращения по поводу странностей этого дела я получил несколько отписок - из Генеральной прокуратуры РФ, из Следственного комитета при прокуратуре, из Следственного управления по ТОФ, из Главной военной прокуратуры, из прокуратуры ТОФ… Везде одно: вы не участник процесса, поэтому мы вам не ответим по сути. Конечно, мне лично к подобным отпискам не привыкать: прошел через это сам. Но все равно хотелось бы хоть раз, хоть ненадолго, хоть на каком-нибудь, пусть даже мелком, примере убедиться, что система меняется в лучшую сторону.
Увы! Ни в чем, никак, ни за что, ни на йоту…
Конечно, подсудимого жалко: несколько лет его жизни уже ушло на непонятно что. Оболганный, оправданный, снова оболганный…Теперь он снова вынужден готовиться… К чему? К очередному акту театра абсурда? К тому, что в эпоху «двух юристов» почему-то называется «правосудием»?
Пока я задавался этими вопросами, Олег прислал новое письмо. В нем он излагает свое видение всей истории. По его мнению, самая основная задача у прокуроров и флотского суда состояла в том, чтобы убрать из «дела Годисова» присяжных, так как они прекрасно понимали, что любая коллегия присяжных его оправдает. (Я разговаривал с допрошенными вторым судом свидетелями, и они пояснили мне, что второй суд присяжных, скорей всего, тоже оправдал бы подсудимого). Поэтому после того, как обвинители поняли, что вторая коллегия тоже оправдает Годисова, дело было затянуто до тех пор, пока не истекли сроки полномочий судьи Савушкина. Из-за его увольнения дело нужно начинать сначала. НО теперь уже - в третий раз! - без присяжных. Убрать присяжных можно только одним способом - переквалифицировать статью, по которой Годисов мог заявить суд присяжных. Законодательство содержит небольшое количество статей, которые могут рассматривать присяжные. В деле Годисова - это взятка, ст. 290 УК РФ.
После отставки Савушкина председатель суда ТОФ Волков передал дело на рассмотрение другому судье. В нарушение закона судья назначил …предварительное слушание по делу. Почему в нарушение закона? Да потому что определением Военной коллегии Верховного суда дело Годисова было направлено для рассмотрения новым составом суда со стадии судебного разбирательства, а не предварительного слушания.
В январе этого года состоялось очередное заседание флотского суда со стадии… предварительного слушания. Гособвинители сразу же заявили о том, что они изменяют обвинение - переквалифицируют статью 290 (взятка), на статью 159 - мошенничество ст. 159. А эта статья не подлежит рассмотрению судом присяжных.
При этом прокуроры ( вот ведь ленивые!) не потрудились даже привести сколь-нибудь весомые доказательства из материалов дела в обоснование необходимости изменения обвинения даже в сторону смягчения наказания. Все показания свидетелей и материалы дела так и остались "заточенными" под взятку. А ведь изменение обвинения - это не просто формальность. Со статьёй должна меняться и фабула обвинения, меняется объект, субъект, объективная и субъективная сторона преступления. А где доказательства всего этого? Их, по мнению адвоката Годисова Олега Котлярова, нету! Просто стоит задача - любой ценой избавиться от суда присяжных. Оснований для назначения предварительного слушания по делу не было.
Вот так вершится у нас обвинение - легко и просто, росчерком пера и по прихоти немногих. Конечно, кое -в- чем прокуроры проиграют: закон позволяет изменить обвинение только в сторону смягчения наказания. Поэтому для достижения своей цели прокуроры, видимо, готовы даже смягчить наказание, лишь бы избежать очередного полного оправдания невиновного человека судом присяжных.
Прогноз по делу очень простой. Дело будет передано в гарнизонный суд. Профессиональный судья гарнизонного суда однозначно выполнит установку прокуроров, особистов и судейских и признает Годисова виновным.
Разумеется, стадия предварительного слушания обжалована подсудимым в Верховном суде. Но что такое наш ВС мы уже знаем. Скорей всего он, как почти всегда, встанет на сторону обвинения и подтвердит правильность назначения предварительного слушания.
…Годисов по-прежнему ходит на службу, где его новые начальники видеть его не хотят. Он получает голый оклад по последней должности и оклад по воинскому званию. На руки 35 000 рублей. Если бы исполнял должность в полном объеме, без учета длящегося третий год судебного разбирательства, то получал бы 75-80 000.
Все это время тратились бюджетные средства - это огромные финансовые затраты на обеспечение работы коллегии присяжных. Только на перелёт с Магадана и обратно для одной присяжной было выплачено 55 тыс. рублей. А таких несколько человек с Камчатки, Магадана. А сколько денег на проживание коллегии присяжных в гостинице, а ежедневное денежное вознаграждение на одного присяжного более 500 рублей?
Все эти годы куча прокуроров ( в том числе тех, кто методично писал и пишет мне формальные отписки), куча судейских (военный суд ТОФ, Военная коллегия ВС РФ, секретари…), гэбэшные стукачи и топтуны (за Годисовым почему-то продолжают следить) получают зарплаты, премии; ездят в командировки…
Мне просто интересно: кто-нибудь подсчитывал экономический ущерб в масштабах всей страны от существования ТАКОЙ системы правосудия?