Один из тех, кому государство доверило «почетное» задание следить за Ходорковским днем и ночью в камере читинского СИЗО - Антон Морозов - рассказал мне свою версию (интервью с ним было
опубликовано на блоге ).
Вот его версия.
Морозов: « Ходорковский … дружил, точнее, общался с одним человеком, был с ним в доверительных отношениях.. Да-да, с Кучмой. Михаил Борисович рассказывал: сплю, а проснулся от того, что нож блеснул. Сапожный нож. Кучма хотел в глаз попасть, но задел переносицу. Теперь у него (Ходорковского - прим. авт.) шрам на носу. Повезло, короче. Ну, и рассказывали, что ситуация такая, как во всей системе лагерной. Есть положенцы, смотрящие. Видимо, у Кучмы был конфликт с блатными и он пошел на это, с Ходорковским, чтобы его с зоны вывезли. Может и так. А еще мне сотрудник один рассказывал, что Ходорковский это подстроил, и даже сто тысяч долларов Кучме были перечислены. Я в это не верю. Так же, как и в байку о том, что Ходорковский, вроде, Кучмы домогался. Никаких интимных отношений, конечно, там быть не могло».
Во всей этой истории не хватает комментариев двух человек - Ходорковского и Кучмы. Сегодня я представляю вниманию читателей интервью с Кучмой. Несмотря на то, что Кучма находится где-то в колонии (скорей всего, это колония № 5,г. Чита), мне в свое время удалось через посредника задать ему несколько вопросов, касающихся его нападения на Ходорковского.
Вот рассказ-версия Кучмы:
« Мы сидели с Ходорковским в изоляторе в одной камере. Ходорковский хотел, чтобы я написал заявление на то, что другие заключенные тоже нарушают режим. Он хотел с ними (видимо, с администрацией колонии - прим. автора) судиться. Ну, что у них везде такое, а наказали только нас. А мне он обещал деньги за это заплатить.
… У нас не драка произошла, я его спящего порезал. За то, что он обманул меня, не заплатил деньги. А администрация начала меня прессовать за то, что я написал заяву. Администрация угрожала перевести меня в другой отряд, к моим врагам. Там криминальный авторитет…Ким…Он угрожал мне до этого. …У меня безвыходная ситуация была. Ходорковский подло поступил.
… Я рассек ему переносицу, в глаз промахнулся. До этого отношения были хорошие. Он культурный, всех на «вы» называет…Его не любят, потому что из-за него режим ужесточили».
К сожалению, диктофонная запись оказалась не лучшего качества (не я записывал). Как, впрочем, и русская речь Кучмы. Так что многое осталось, как говорится, за кадром. Тем не менее, думаю, основная мысль Кучмы понятна: Ходорковский его, якобы, подставил тем, что обещал деньги, а обещание не сдержал.
Тут даже Ходорковского спрашивать о подробностях не нужно: версия Кучмы и без того не выдерживает критики. Во-первых, абсолютно не верится в то, что Ходорковский - идиот. Его прессует само государство, за ним следят все оперативные работники колонии вместе с армией своих стукачей, а он обращается за помощью «написать заяву» к какому-то Кучме. Это - бред. Я хорошо знаю психологию человека, который попал в обстановку нового места заключения, и могу утверждать, что Ходорковский не повелся бы на такую сомнительную сделку. К тому же, писать заявления и таким образом с кем-то бороться, тем более, с администрацией - это вообще тупиковый путь общения с руководством колонии. И Ходорковский, к тому времени уже опытный заключенный, не мог не знать этого.
Во-вторых, бывалый зек Кучма должен был понимать, что его желание выколоть глаз Ходорковскому - не лучший вариант как заработать деньги на Ходорковском, так и избежать направления в отряд к криминальному авторитету, с которым у него есть проблемы. Для этого обычно выбирают более простой пусть: открытое, на глазах у других заключенных, выяснение отношений с обидчиком. Вначале - на словах. Если слова не помогают - на кулаках или ножах. Думаю, что до ножей дело не дошло бы: Ходорковский сумел бы победить своего противника и в словесном поединке.
Поэтому напрашивается только одно разумное объяснение: действиями Кучмы руководили со стороны. С заинтересованной стороны. К примеру, было предложено попугать Ходорковского, вывести его из душевного равновесия, заставить его находиться постоянно, как говорят заключенные, «на нерве». А взамен этого Кучме предложили перевод в другую колонию. Что, собственно, и произошло вскоре. Кучму перевели сначала в колонию №3, а уже оттуда, после того, как он порезал еще одного человека, - в колонию № 5. Видимо, у Кучмы такой стиль выбивать себе переводы из колонии в колонию одним способом: порезать человека.
Я за Кучму почему-то не боюсь. Думаю, что его могут даже выпустить условно-досрочно.
А вот за жизнь Ходорковского опасаться надо. Потому что власть тюремная, как и власть в стране, способна на все. Сегодня она жаждет новых сроков: третьего - президентского - для Путина, и второго - длительного - для Ходорковского. Но завтра она может захотеть смерти экс-главы ЮКОСа: по сталинскому принципу - «нет человека - нет проблем». А спишет все на невменяемых зеков вроде Кучмы. И пойди, докажи кому, что Кучма - обычная «торпеда», то есть, специально подосланное лицо, призванное кого-то убить.
Потом «торпеду» использовали еще раз - в роли жертвы сесуального домогательства. Номер не прошел: Мещанский суд Москвы отказал в иске о возмещении морального вреда бывшему сокамернику Михаила Ходорковского Александру Кучме.
…Катю Муму наверняка ожидает судьба Кучмы: дальнейшее и многоразовое использование. Потому что живы традиции ОГПУ-КГБ. Живы методы этой организации…И представители «конторы», судя по всему, еще долго будут этими методами править в нашей стране.