May 26, 2017 07:05
давно не брал я в руки шашек.))) здесь.
сегодня, когда космические корабли бороздят просторы галактики
т.е. когда вся культурная общественность взбудоражена, мягко говоря, очень неприятными новостями,
и все её внимание переключилось только в одну точку (что естественно и так и должно быть),
к счастью, случаются и хорошие новости. т.е., возможно, просто любые другие события превращаются в хорошие новости. но, к сожалению, они тонут в потоке событий шокирующих.
и тем бОльшую важность хорошие новости приобретают именно в этой ситуации - это однозначно. для меня, по карйней мере.
мы все еще долго будем переваривать и осмысливать ситуацию, которая происходит на театре - это процесс долгоиграющий (а у некоторых и постоянный без срока годности).
и опять к счастью - "поезд" жизнь идет по расписанию со всеми остановками. а в расписании нынче у нас значилась премьера в театре "Модерн". она же - открытие/презентация обновленного театра. там новое руководство, постановка худ. рука и все такое. мне, конечно, все это давно было интересно и очень любопытно, и я ждала. плюс разогрев скандальной темы с "голыми" фотографиями - это все сработало безусловно. но почему-то сейчас я ощущаю сам факт происходящего гораздо более значимым, чем просто удовлетворенное любопытство. не знаю, почему. реновация театра - это сейчас, как победа жизни над смертью. извините за пафос. другая, параллельная реальность среди сюра. вот сегодня - это как-то так ощущается. именно реновация, а не революция. и это чувствуется в первую очередь в атмосфере самого театра.
до сегодняшнего дня я была в "Модерне" один раз, лет 10 назад, если не больше, и смотрела Гришковца "Как я съел собаку" - как раз в период его взлета. это было в малом зале на первом этаже. кажется, была зима или поздняя осень - слякоть и мерзкая погода. и ощущение от театра было похоже на привокзальный буфет. спектаклей театральной труппы я не видела, поэтому здесь сравнивать нечего.
сейчас во всем чувствуется желание создать дом и уют. не знаю, насколько это входит в концепцию развития, но это уже удалось. у меня были опасения увидеть стекло-бетон и дорага-багато. увидела ухоженное историческое помещение, "домашние" ковры, много текстиля, сохраненный оригинальный паркет и никакого новодела, кроме свеже выкрашенных стен в модный темно-серый цвет. кстати, цвет вполне модерновый. "живой" рояль с Шопеном в фойе перед началом и в антракте, аромат хорошего кофе и - о, чудо - никакого столпотворения в буфетах! персонал очень доброжелательный, бросается на помощь, и видно, что ему (персоналу) здесь очень нравится. и тут разница - не лезет из кожи вон, чтобы нам понравиться, а источает свое удовольствие. в общем, как-то все очень по-человечески.
про голых. конечно, что и следовало ожидать от шумихи вокруг, никакой пошлости, о которой так долго кричали большевики, в фотографиях нет. собственно, и голых нет. все основоное голое - за кадром. есть актеры с живым естественным взглядом, живые люди. и все. в этом смысл обнажения - вынуть их внутренности, реальную сущность. обычные вымученные постановочные портреты - вот это пошлость. но здесь ее нет. к счастью.
и теперь о главном. собственно, спектакль. главное и ценное для меня - это тема. с прискорбием для себя вынуждена признать, что на сегодняшний день в искусстве вообще действительно важнее ЧТО, оно выходит на первый план, а не КАК. (хотя я всегда считала, что КАК - т.е. форма, средства и способ выражения мысли - это и есть ЧТО. поскольку все обсуждаемые темы в принципе - вечные.)
так вот. почему-то ее, эту самую тему, до сих пор никто не взял из режиссеров. это для меня загадка. а она, ИМХО, сейчас вопиюще актуальна. и речь не о заявленной во всех СМИ проблеме общества потребления (я подозреваю, что это, как сейчас принято в соцсетях, - картинка для привлечения внимания. как бы доступная формулировка для средне статистического продвинутого и не очень зрителя). хотя все тексты пьесы в основном об этом, прямолинейны и не допускают двусмысленности - здесь Грымов верен себе в своем выборе. но смысл - это не формулировка! он вообще не вербален никогда.
на самом деле речь здесь идет о человеческом в человеке - что это такое и где оно лежит. куда копать, чтобы разгрести ворох навязанных идеологий, стереотипов, информационных вирусов и прочей шелухи, в которой мы тонем все. и как это человеческое сохранить. и поэтому я рада, что наконец-то кто-то сделал это. первый пошел!
подробный искуствоведческий разбор пьесы и постановки оставим критикам. это их работа. все эти разборки сейчас настолько вторичны - "авторское видение мешает пониманию пьесы", почему он сделал так, а не сяк... да потому что у любой постановки должен быть автор. и он обязан видеть по-своему. иначе на сцену выходить бессмысленно. на то он и автор. и каждый жест, вздох и блик тщательно отобраны и выверены по какой-то веской для автора причине. и он за каждую готов ответить. и в адвокатах не нуждается. но в первую очередь его выскзывание - в выборе темы разговора. сейчас это так. все остальное - вкусово. а в случае открытия обновленного театра - это еще и вектор, направление движения. и если этот вектор - вглубь человека, то мне нравится. пока что все об этом говорит. ура!
а теперь можно наблюдать, куда они будут развиваться в плане эстетики.))) каких еще режиссеров будут звать, например.)
п.с. а у актеров на сцене - праздник, и это передается в зал. они получают удовольствие от того, что делают. сейчас большая редкость, кстати!
#культпоход,
#протеатр