Князь Осип Фёдорович Гвоздев-Ростовский, голова и воевода, отличался острым языком и быстрым умом. За это царь Иван Грозный назначил его придворным шутом, а народ дал ему забавное прозвище "гвоздь". Но острый язык бывает слишком острым, с Грозным царем шутить было опасно даже шуту...
Современники Грозного могли наблюдать такую картину: царь следует из пригородного дворца в Москву, его сопровождают стрельцы в количестве 300 человек, а возглавляет процессию Осип Гвоздь. Причем едет он верхом на крупном быке и на нем золотые одежды, а на голове колпак, украшенный ослиными ушами и бубенчиками из серебра.
Есть легенда, что однажды царь рассердился на шута из-за того, что тот подвергнул сомнению родственные связи Ивана и римских императоров. Грозный схватил Осипа, макнул его лицом в горячие щи, а когда князь Гвоздев, застонав от боли, хотел убежать, царь ударил его ножом. Обливаясь кровью, Гвоздев упал без памяти.
Однако царь Иван быстро понял, что его поступок не слишком хорош и немедленно вызвал лекаря.
"Исцели слугу моего доброго, - сказал царь призванному доктору Арнольфу, - я поиграл с ним неосторожно".
"Так неосторожно, - отвечал доктор Арнольф, - что разве Бог и твое Царское Величество может воскресить умершего: в нем уже нет дыхания".
Грозный на это раздраженно ответил: "Раз так, пущай его дьявол забирает, коли он не возжелал ожить по моему велению". Царь назвал умершего шута «псом», махнул рукой и продолжал веселиться.
(На заглавном фото: художник Неврев Н.В. "Смерть шута Гвоздева". Кон. XIX - нач. XX вв. Бумага, фототипия)