110 лет назад, 13 ноября 1914 года, родился человек удивительного таланта, проживший недолгую, но очень интересную, яркую жизнь, главный конструктор советских автоматических станций для исследования Луны и планет Солнечной системы, член-корреспондент АН СССР - Георгий Николаевич Бабакин.
Уже через год после запуска первого спутника Земли Сергей Королев выступил с инициативой привлечения к работам по исследованию космического пространства новых сил и организаций. Он занимался ракетами, спутниками, подготовкой запуска человека в космос, появлялись новые идеи, но даже такой мощной организации, как ОКБ Королева, было невозможно все контролировать, всем управлять. Так появились специализированные КБ, родился Совет главных конструкторов.
Оставив себе пилотируемую космонавтику, Королев передал в другие руки морское ракетостроение, информационные спутниковые системы, разработку станций для исследования Луны, Марса и Венеры. Последнее направление досталось Бабакину, который был человеком удивительного таланта. 7 классов, курсы радиомонтеров - вот его образование. Экзамены за 10-й класс сдал экстерном в 23 года. Тогда же поступил в Заочный институт связи и окончил его через... 20 лет, пройдя за это время путь от монтера телефонной сети до заместителя главного конструктора ведущего оборонного предприятия СССР - КБ знаменитого авиаконструктора Семена Лавочкина.
Бабакин пришел со стороны. Он не работал в закрытых КБ, связанных с обороной страны, когда в 35 лет разработал проект зенитной управляемой ракеты, превзошедший разработки специалистов. Тогда его со всей группой взяли в КБ Лавочкина.
В 1960 году С. А. Лавочкин умер во время испытания ракеты на полигоне (в буквальном смысле на руках Бабакина), и бюро вошло в структуру предприятий, возглавляемых Владимиром Челомеем. Компания вновь обрела независимость в 1965 году с Бабакиным в качестве главного конструктора. С. П. Королёв передал ему работы по беспилотным лунным и планетным зондам.
Первый блин вышел комом, когда «Луна-8» вместо мягкой посадки на спутник Земли разбилась. Весь удар на себя принял Королев, не позволив закрыть программу. Бабакина он представил как своего преемника: «Человека мы отправим на Луну года через три. Георгий Николаевич должен за это время посадить на Луну столько автоматов, чтобы американцам там места не осталось».
Шутка в полной мере не сбылась, но в том не только и не столько вина ученых и конструкторов. Королева вскоре не стало, но спустя 20 дней после его смерти «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну. Следующая станция стала первым искусственным спутником Луны. При Бабакине успешно отработал первый «Луноход», был доставлен в автоматическом режиме лунный грунт, выполнена мягкая посадка на Венеру, и уже после его смерти осуществлена такая же посадка запущенной при нем станции «Марс-3».
Все эти достижения были первыми в мире, но после безвременной кончины конструктора на 57-м году жизни (в 1971 году) от сердечного приступа, все программы по освоению планет постепенно были свернуты или завершались неудачами. В СССР начиналось время застоя. Самыми уважаемыми людьми становились не ученые, главные конструктора и инженеры, а директора магазинов и заведующие складами...
Друзья, подписывайтесь на
мой канал в Telegram. Это одна из немногих соцсетей, где можно говорить правду и которая при этом всем доступна. Там много интересного.