Когда начинают вспоминать о ссылках известных людей, то зачастую речь заходит о женах декабристов, которые последовали за своими мужьями в далекую Сибирь. Однако еще более чем за 85 лет до этого в российской истории был эпизод, который в общем-то предшествовал поступкам этих смелых женщин.
Граф Михаил Гаврилович Головкин (1699 - 1754) был сыном канцлера времен Петра I, и был женат на двоюродной сестре Анны Иоанновны. В недолгое правление Анны Леопольдовны был даже назначен вице-канцлером (внутренних дел). Он советовал Анне Леопольдовне принять статус императрицы, отодвинуть подальше Елизавету. Но его письмо попало как раз к последней.
При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году он был арестован, судим как государственный преступник и приговорен к смертной казни. Императрица заменила казнь ссылкой в Якутскую область.
Его жене, Екатерине Ивановне, урожденной Ромодановской, было позволено остаться при всех своих правах и сохранить звание статс-дамы. Графиня отказалась и заявила: "Любила мужа в счастье, люблю его и в несчастье. И одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно".
Четырнадцать лет она прожила с мужем в якутской глуши, но ни разу при муже не заплакала, не пожалела о прошлом, и даже сумела излечить его от подагры.
Екатерина Ивановна потом часто рассказывала, как они сначала питались дикими кореньями и малоизвестными снадобьями, которые им доставляли шаманы, или жрецы кочующих в этих обширных и пустынных странах инородцев.
Умер Михаил Гаврилович в 1754 году. Историк Павел Карабанов утверждал, что Головкина задушили собственные слуги, которым надоело прозябать на краю света.
Жена похоронила его в сенях домика, в котором они жили, превратив его в часовню. Через год ей было разрешено вернуться в Москву. Екатерина Ивановна привезла с собой тело мужа и похоронила в Георгиевском монастыре.
(На заглавном фото: Портреты Екатерины Ивановны Ромодановской и Михаила Гавриловича Головкина)