Два дня назад у меня была байка про дурацкую шутку Светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Но, как оказалось, такие шутки были в моде среди российской аристократии того времени. Эта байка про современника Светлейшего князя, тоже любившего поиздеваться над людьми.
Прокофий Акинфиевич Демидов (1710 - 1786) - старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Меценат, садовод, основатель Нескучного сада.
Один из самых колоритных деятелей Русского Просвещения был более всего знаменит своими чудачествами.
В то же время его чудачества были подчас довольно жестоки, чего он, по-видимому, не понимал. Иллюстрацией к этому служит такой случай:
Однажды знакомая старуха попросила у Прокопия Акинфиевича взаймы тысячу рублей. Тот согласился их дать при условии, что она сама отсчитает эту сумму медными деньгами и заберет их с собой.
В то время медяки были очень тяжеловесными. Чтобы увезти такое их количество, потребовалось бы не менее трех ломовых лошадей.
Однако старуха все же взялась отсчитывать нужную ей сумму. На это ей пришлось потратить весь день. К тому же благодетель постоянно мешал ей: он ходил по комнате и несколько раз как бы нечаянно задевал столбики уже отсчитанных монет, заставляя просительницу начинать все сначала.
Наконец, вдоволь натешившись над отчаявшейся просительницей, он вкрадчиво сказал: "Не дать ли тебе, матушка, золотом, а то чай медь-то неудобно нести?" Та с радостью согласилась.