126 лет назад, 26 ноября 1894 года, в большой церкви Зимнего дворца, в атмосфере глубокого траура по поводу скончавшегося шесть дней назад императора Александра III, состоялась чрезвычайно скромная церемония бракосочетания молодого императора Николая II и Алисы Виктории Елены Луизы Беатрис.
Государь был в гусарской форме, его будущая супруга надела серебряное платье с бриллиантовым ожерельем.
После свадьбы принцесса Гессен-Дармштадтская приняла православную веру, став в православном крещении Александрой Федоровной.
Впервые Алиса увидела Ники на свадьбе сестры. Ей тогда было всего лишь 12 лет. Юной принцессе очень понравился этот воспитанный и тонкий юноша, загадочный русский князь, так не похожий на её британских и немецких кузенов.
Второй раз с Николаем Александровичем Романовым она увиделась в 1889 году. Алиса отправилась в Россию по приглашению мужа сестры - Великого князя Сергея Александровича, дяди Николая. Полтора месяца, прожитых в петербургском Сергиевском дворце, и встречи с Николаем оказались достаточным временем для того, чтобы у них появилось желание объединить свои судьбы.
Но когда наследник обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, отец отказал, мотивируя отказ его молодостью.
В октябре 1894 года Алису срочно вызвали в Россию: государю стало очень плохо. В Ливадии в резиденции русских царей в Крыму, где он лечился, собралась вся Романовская семья. Видя решимость сына жениться и предчувствуя свою скорую кончину из-за тяжелой болезни, император Александр III дал благословение на брак.
Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. А 26 октября состоялось венчание Александры Фёдоровны и Николая Александровича Романова.
Чтобы сберечь приличия, свадебную церемонию назначили на день рождения императрицы Марии Фёдоровны. По имеющимся канонам отступление от траура в такой день позволялось. Конечно же, ни приёмов, ни больших торжеств не было.
Свадьба получилась с траурным оттенком. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов.
Как позже в мемуарах написал Великий князь Александр Михайлович:
«Медовый месяц супругов протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».