Совместный с Китаем проект по созданию первого со времен СССР широкофюзеляжный пассажирского самолета испытывает существенные проблемы. Плановый срок начала серийных поставок лайнера CR929 сдвигается на 2028-2029 годы. Камнем преткновения стало разделение прибыли от будущего самолета.
Изначально проект стоимостью 20 млрд долларов, которые реализует Объединенная авиастроительная корпорация «Иркут» вместе с китайской COMAC, планировали запустить в серию в 2025 году. «Но, к сожалению, есть сложности в совместной работе с китайскими партнерами», -
сетует гендиректор корпорации Равиль Хакимов.
Согласившись разделить пополам расходы на создание лайнера, китайский партнер в лице СОМАС не желает допускать Россию к получению доходов от продажи самолета на ключевом, китайском рынке.
COMAC предлагает разделить продажи: внутри Китая, где спрос на самолет составит больше тысячи штук в ближайшие 20 лет, продавать его будет китайская компания. России же предлагается получать доходы от продажи у себя, где емкость рынка меньше на порядок (всего 50-120 самолетов), а также в мире, где ему придется конкурировать с моделями от Boeing и Airbus.
Это ставит под угрозу весь проект, поскольку предложенная китайцами схема лишает его какого-либо смысла для российской стороны: идея как раз и заключалась в том, чтобы выйти на китайский рынок и там «отбить» расходы.
По сути китайцы выдавливают Россию из проекта. Корпорация «Иркут» становится лишь подрядчиком для китайской СОМАС, продающим решения, технологии и комплектующие.
Скорее всего китайцам просто не нужны сомнительные российские партнеры. На российских условиях они вполне могут договориться о совместных разработках с намного более надежными Boeing или Airbus.
Такие вот у нас "друзья навек". Ничего личного, просто бизнес...
А мы и так живём хорошо, весело.
.