Leave a comment

le_trouver October 27 2019, 01:17:48 UTC
в хозяйстве пригодится)

у советских боевых ледоколов славное героическое прошлое: «Александр Сибиряков» (с 1909 по 1916 год - «Беллавенчур») - ледокольный пароход. До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как снабженец. В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон». Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание лейтенант.

В понедельник 24 августа 1942 года ледокол вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (47 членов экипажа, 32 военнослужащих под командованием Никифоренко, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера - старший механик Бочурко и помполит Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова. Там он встретился с неледокольным крейсером из ФРГ "Адмирал Шеер".

На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 ч. 45 мин. были даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Александр Сибиряков» имел на борту два 76-мм зенитных орудия, которые можно использовать против подлодок, но их нельзя было даже сравнивать с мощной артиллерией немецкого крейсера (6 орудий калибра 283 мм, 8 орудий - 150 мм, 6 орудий - 105 мм, плюс малокалиберная зенитная артиллерия и два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата). Тем не менее, «Сибиряков» открыл огонь по противнику с дистанции 64 кабельтовых.

Ответный огонь крейсера был метким: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи. Вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок, - около 30 человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, где взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый паровой котёл вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.

В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З. А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблём.

Reply

le_trouver October 27 2019, 01:18:06 UTC
Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова».

Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолётом (летчик Черевичный).

13 человек из пленённых выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны.

Reply

bor_odin October 27 2019, 01:51:49 UTC
Все верно, во время войны многие гражданские суда перестраивались в военные корабли. Это нормально. То же было и у немцев.
Но с кем сейчас воевать боевому ледоколу в Арктике?

Reply

artem_kad October 27 2019, 08:31:04 UTC
С браконьерами, контрабандистами, ну и так на всякий пожарный зенитные установки в качестве средства самообороны корабля в случае любого военного конфликта.

Reply

bor_odin October 27 2019, 23:53:13 UTC
Не знал, что браконьеры и контрабандисты на ледоколах промышляют...

Reply

le_trouver October 27 2019, 12:41:13 UTC
с такими же ледоколами со вражеской стороны)

Reply

bor_odin October 27 2019, 14:10:20 UTC
Но боевых ледоколов ни у кого нет! Да и простых ледоколов в мире не много...

Reply

le_trouver October 27 2019, 15:35:20 UTC
Тогда придётся колоть льды, не вступая в морское сражение)

Reply


Leave a comment

Up