Недавно мне довелось стрелять в президента Джона Кеннеди...

May 16, 2011 14:20

Между виртуальной и реальной жестокостью
Сергей Грапонов, Самара
Готовность и способность хладнокровно убивать - это психологическое оружие. Людям становится не по себе, когда рядом с ними кто-то демонстрирует оружие, тем более, пускает его в ход. Вероятно, поэтому редкий родитель способен равнодушно наблюдать "кровавую бойню", которую иногда учиняют на экранах своих мониторов даже самые благовоспитанные дети. Когда становится известно об очередном преступлении подростков, совершенном с необъяснимой жестокостью, чуть ли не первым делом начинают выяснять, не увлекались ли они компьютерными "стрелялками". И если увлекались, то всем сразу становится "все ясно", ведь принято считать, что жестокие игры негативно воздействуют на психику тинэйджеров, делают их более агрессивными, склонными к насилию.
Самый простой и естественный способ оценить степень такого воздействия - это самому поиграть в подобные игры. За десять лет я испытал на себе множество компьютерных "мясорубок". О некоторых из них я вспоминаю с удовольствием, а о других стараюсь поскорее забыть. Например, недавно мне довелось стрелять в президента Джона Кеннеди. Симулятор под названием JFK Reloaded позволяет в подробностях воспроизвести это печальное историческое событие, предоставляя роль убийцы играющему. Собственно, слово "играть" в данном случае неуместно, настолько все происходящее напоминает известные кадры кинохроники, запечатлевшие эту трагедию.
 
Сделать первый выстрел трудно. Явственно ощущается преодоление нравственного барьера внутри себя. Следующие совершаешь как бы в помраченном сознании, с ощущением собственного помешательства, ужаса и непоправимости содеянного злодеяния. Изменив настройки, можно увидеть жуткие последствия паники, возникающей в критической ситуации, когда люди теряют самообладание. Есть возможность просмотреть фильм, запечатлевший ваше преступление с разных ракурсов, а также визуализацию баллистической экспертизы, где скрупулезно показаны траектория полета, точки входа и выхода каждой пули. За самое точное воспроизведение реального убийства игрокам начисляется максимальное количество очков. С непривычки чувствуешь себя преступником. Но это ведь "игрушечное" преступление! Можно повторить игру и снова увидеть живого президента, позволить ему проехать в лимузине под приветственные крики толпы, не сделав ни одного выстрела, испытать от этого радостное облегчение. Но все равно, в душе остается на некоторое время след от перенесенного потрясения, как воспоминание о дурном сне.
"Преступление и наказание" Достоевского читали многие. Наверное, каждый в ходе чтения задавался вопросом: "… тварь ли я дрожащая или право имею?". А еще в "Скупом рыцаре" Пушкина: "Нас уверяют медики: есть люди, в убийстве находящие приятность". Разве не любопытно проверить, не относишься ли ты сам к одному из этих типов людей? Как понять то же самое о другом человеке или о собственном ребенке? Думаю, что такие игры способны, в какой-то степени, помочь психологам разобраться в этом вопросе, разработать методики коррекции психики.
Эта игра явно не рассчитана на детей, но и в детских играх (говорят, почти во всех) насилие и жестокость присутствует в той или иной форме. В свое время я, что называется, "переболел" игрой "Готика-2. Возвращение". Эта ролевая игра, оформленная в стиле фэнтези, рассчитана на детей старше 12 лет. Кроме неожиданных в детской игре публичного дома и возможности курить болотную травку с забавными визуальными эффектами, здесь вас могут пригвоздить к земле огромным мечом, отчего вы умрете в страшных судорогах в луже крови. То же самое сможете сделать и вы, ощущая, в первое время, все тот же нравственный барьер. Нужно ли детям учиться преодолевать этот барьер? Хотел написать, что в данной игре для достижения цели - победы над злом, убивать людей необязательно (в отличие от монстров), но вспомнил, что главными проводниками зла в ней, все же, являются люди.
Есть и откровенно грязные игры, которые трудно назвать иначе, как тренажеры жестокости. В них насилие имеет немотивированный, ярко выраженный антиобщественный характер, сопровождается садистскими извращениями. Маленькие дети побоятся играть в них, а с подростком можно поговорить, выяснить, что именно привлекает его в такой игре. Если его забавляет ваш испуг, то, может быть, попробовать напугать его самого. Сесть за эту же игру и поразить ребенка своим "перевоплощением" в компьютерного маньяка. Возможно, этот прием сработает.
Но как отгородиться от воздействия реального мира, который иногда превосходит своей жестокостью виртуальный? Нужно быть готовым применить ответное или упреждающее насилие, чтобы не стать жертвой насильника или убийцы. Среди нас живут люди, промышляющие грабежом, сумасшедшие, одурманившие себя наркотиками, агрессивной музыкой, мистическими культами. Иногда сомневаешься в реальности мира, когда читаешь, как они убивают, пьют кровь или поедают тела своих жертв. У нас, как и в цивилизованном обществе, становится модным "прятать концы в воду". Похоже, проявление жестокости становится нормой во всем мире.
В таком мире опасно оставаться мягкотелым и сентиментальным (не запретить ли мелодрамы?). Для поддержания порядка в обществе нужны люди, способные "укрощать", не мучаясь угрызениями совести. Для допросов террористов требуются особые навыки, - общество должно воспитать людей, подходящих для такой работы. Поэтому, может быть, нам нужны жестокие игры? К тому же, как всякое явление современности, они, имеют не только отрицательные, но и положительные стороны: способствуют выработке навыков выживания в критических ситуациях, дают выход накопившейся агрессии, отрицательным эмоциям. Все это без вреда для окружающих. Парадокс, но по некоторым данным, именно жестокие игры способны благотворно влиять на зрение. Ну и, вернусь к началу поста, если какая-то часть общества обладает психологическим оружием и не стесняется им пользоваться, то, вероятно, и всем остальным следует развивать в себе подобные качества, чтобы иметь равные шансы на выживание. <<>>
 

компьютер, игры

Previous post Next post
Up