Как в России учили детей

Apr 23, 2019 00:02



Начнем с петровских времен. Для преобразования страны по европейскому образцу Петр I  нуждался в квалифицированных специалистах. Заведя «цыфирные школы» и постоянно увеличивая их количество, он в 1714 году сделал обучение в них обязательным для детей дворян, чиновников и купцов.

А с 1721 года не могли уклониться от обучения в архиерейских школах сыновья священников и в армейских - сыновья солдат.

Но после смерти царя-реформатора обязательное обучение, как многие другие его начинания, постепенно сошло на нет.

Новый кадровый дефицит Екатерина II решила уменьшить способом, заимствованным в Европе. В 1775 году, учреждая губернии, императрица повелела организовать сеть школ для подданных всех сословий сначала во всех городах, а позже и в многолюдных селах - для всех, кто пожелает добровольно учиться в них. Но где и на какие средства взять книги и учителей, самодержица не указала. Так что через пять лет обнаружилось, что училища почти нигде не заведены.

Было очевидным, что необразованность дворянства и купечества и безграмотность податного населения пагубно отражаются на промышленности и сельском хозяйстве. И при Александре I главные народные училища преобразовали в гимназии, а к уездным училищам добавились приходские.

В течение одного года детей было положено учить чтению, письму, главным началам Закона Божия, первым действиям арифметики и читать им с объяснениями книгу «Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья».



Вот только взвалили все это на священнослужителей, пообещав постепенно приготовить нужное количество учителей.

Казенным крестьянам предписали содержать училища за свой счет, а в помещичьих имениях расходы на них возложили на помещика. По этой причине в тысячах сел школы не открылись, а сотни возникших училищ не проработали и двух лет.

А народ голосовал ногами против уездных училищ, которые часто размещались в убогих зданиях, далеко от дома; в которых работали выгнанные за пьянство семинаристы или мелкие чиновники, продолжавшие пить, прогуливать, драться. Любящие родители отдавали своих детей в дом к частному учителю, у которого они и обедали, и могли остаться в плохую погоду на ночь.

При Николае I бессословность образования в России была отменена. Рескриптом от 19 августа 1827 года император запретил допускать крепостных людей к учебе в гимназиях, пока они не получат вольную от помещика.
Вредное влияние некоторых предметов обучения на умы воспитанников крепостного состояния слишком очевидно - считала власть.



Тщательная проверка знаний учеников и выпускников сельских школ зачастую давала печальные результаты

Для счастливцев из крестьян, окончивших земские школы, при царе-освободителе Александре II открылись двери и средних, и высших учебных заведений. Однако после его смерти и начала контрреформ их наличие там власти вновь сочли неуместным, и в 1887 году был выработан циркуляр, вошедший в историю под именем «закона о кухаркиных детях». Документ рекомендовал директорам гимназий и прогимназий при приеме детей учитывать их происхождение, таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

По-прежнему миллионы детей не получали даже начального образования.

По данным Мюлльгаля (английский статистик и публицист.- "История"), для 1888 года, число взрослых лиц, умеющих писать, составляло в Германии и Скандинавии примерно 97 или 98%, в Швейцарии - 95%, в Великобритании - 90%, во Франции - 85%... а Россия занимает в этом перечне последнее место, и количество умеющих писать составляет в ней не более 16%, т. е. безграмотность массы народа сплошная.

И в самом успешном для Российской Империи году - 1913-м - в начальные школы ходили лишь 30,1% детей в возрасте от 8 до 11 лет.
Via

.

история, образование, как это было, Россия

Previous post Next post
Up