Как Россия и Украина делят морские границы

Nov 26, 2018 23:00




Все уже знают, что 25 ноября два украинских военных катера и рейдовый буксир попытались пройти из Одессы в Мариуполь в Азовском море. Россия обвинила украинских моряков, что те дважды, с разницей в 12 часов, нарушили границы российского "территориального моря" у берегов Крыма.

Давайте разберемся, что такое "территориальное море" и что считается нарушением государственной границы.

"Территориальное море" - это полоса у берега государства шириной в несколько миль (в случае с Россией - 12 морских миль, или 22,2 километра); внешняя граница территориального моря является государственной границей.

Однако правила пересечения морской границы отличаются от правил, которые действуют на суше. Согласно статьям 17 и 18 Конвенции ООН по морскому праву, любое судно имеет право на «мирный проход» через территориальное море другого государства, причем без предварительного предупреждения. Статьи 19 и 21, на которые ссылается Россия, как раз содержат правила мирного прохода. Главное - судно должно следовать "непрерывно и быстро", не заходить в порты и не вставать на якорь, не вести рыбную ловлю, не проводить учения с применением оружия и не должно совершать "любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства".

Украинские военно-морские силы (ВМС) настаивают, что корабли осуществляли "мирный проход" без нарушений.

Прибрежное государство может временно приостанавливать "мирные проходы" через часть своего территориального моря, но только без "дискриминации", то есть запрет должен действовать не для кораблей одной страны, а для всех государств. И, главное, такое решение вступает в силу только после его "должного опубликования". В перечне, который ведет ООН, российские запреты не значатся.

Между Россией и Украиной с декабря 2003 года действует договор об Азовском море. Торговые суда и военные корабли пользуются тут полной свободой судоходства. Военные суда других стран должны спрашивать разрешение на проход у обеих сторон.

Но кроме общего межгосударственного договора действует и техническое соглашение о правилах прохода через Керченский пролив, заключенное между Россией и Украиной в 2007 году. По нему любое судно, следующее через пролив, должно сообщать об этом капитану порта Керчь.

Дело в том, что проход крупных судов возможен только по Керчь-Еникальскому каналу глубиной в восемь метров, который был отрыт на дне пролива в XIX веке. Для прохода по каналу суда обязаны нанимать в порту Керчи лоцмана; услуга стоит от 500 до 9000 долларов.

До фактического перехода Крыма под власть России в 2014 году все решения о проходе принимал украинский капитан порта, теперь тем же занимается россиянин. Украина, несмотря на то что не признает присоединение Крыма, признает указания российской администрации порта Керчь.

Украина утверждает, что отправила уведомление о проходе кораблей и что диспетчерская служба порта "отказалась обеспечить право свободы судоходства, гарантированное международными соглашениями".

Россия отрицает, что получила уведомление.
(Via)

Что теперь будет?

России придется доказывать, что украинские корабли нарушили морскую границу. Это будет непросто, тут одних заявлений мало, нужны будут документальные факты.

Украине надо будет документально подтвердить свое уведомление администрации порта Керчь. Хотя это не на что не влияет - инцидент, как видно из картинки, произошел до входа кораблей в Керченский пролив.

Для чего надо было российским морякам стрелять на поражение и таранить украинские корабли вообще непонятно. Это тоже надо будет как-то объяснять. Гордиться такими действиями как морской победой просто смешно.

Ясно одно, России этот инцидент на пользу не пойдет.

Так и живём, хорошо, весело.

.

инцидент, что это было?, Украина, море, что будет, граница, Россия

Previous post Next post
Up