Последние несколько лет богаты на юбилеи, связанные с историей вычислительной техники. В конце прошлого года отмечали 120-летие со дня рождения Сергея Лебедева, а 10 мая исполнилось бы 100 лет Михаилу Карцеву. К этому событию мы приурочили новую выставку, на которую уже доступна запись через
сайт. Плюс, как и раньше, можно договориться со мной, собраться небольшой группой и устроить экскурсию «для своих».
Над этой выставкой мы плотно работали три месяца, и я мог бы многое рассказать и о процессе, и о результате. Думаю, что будет как минимум два поста. Сегодняшний - это скорее репортаж с открытия и краткий обзор. Ну а после я напишу о том, как вообще делается музейная выставка и с какими трудностями при этом приходится столкнуться. Возможно, кто-то уже видел пост на Пикабу, но здесь будет больше фотографий и подробностей.
Выставка носит название «Компьютеры от М до А». Обычно говорят «от А до Я», но мы и не тешили себя надеждой раскрыть эту громадную тему за один раз. Здесь мы рассказываем лишь о нескольких славных страницах этой истории. Ребус разгадать несложно: «М» - это большие (или, как говорил сам Карцев, «солидные») ЭВМ, «А» - это персональный компьютер «Агат», разработанный в НИИВК, который Карцев долгое время возглавлял. «Агат» - тоже юбиляр: в этом году ему исполняется 40 лет. Это первый в нашей стране компьютер, созданный специально для нужд образования, и в целом один из первых ПК.
Выставка проходит в стенах нашего фондохранилища (м. Текстильщики, технополис «Москва»). На открытие вчера приехало много гостей - руководители и сотрудники НИИВК, ветераны, представители разных компьютерных музеев.
Угощений хватило на всех, морс лился рекой)
Были и репортёры с телевидения, я что-то с умным видом говорил в камеру. Можно посмотреть новостной выпуск
НТВ (в подводке они кое-что напутали, но в целом сойдёт).
В противовес прошлой выставке, которая почти вся состояла из текстов и фотографий, здесь мы показываем множество подлинных предметов. В витрине - фотографии и личные вещи Михаила Александровича:
Некоторые экспонаты, как эта радиолампа 1946 года, не имеют прямого отношения к компьютерам, но погружают в контекст эпохи и показывают уровень развития технологий, достигнутый к моменту появления первых ЭВМ. Операторы одного из каналов окрестили её бульбулятором)
В остальных витринах мы выставили части машин, к созданию которых приложил руку сам Карцев и его коллеги. Довольно много узлов от компьютеров линейки М сохранилось в наших фондах, плюс некоторые предметы удалось найти в закрытом для посещения музее НИИВК.
Нам удалось собрать витрину с последовательными стадиями производства печатных плат - от стеклянного фотошаблона до готового изделия с распаянными компонентами.
В НИИВК, кстати, мы нашли десятки оригинальных фотошаблонов, в том числе и для плат «Агата».
Обнаружились там и редкие фотографии ранних образцов этого ПК.
Несмотря на то, что энтузиасты уже много лет изучают историю «Агата», в ней по-прежнему есть белые пятна. Скажем, именно благодаря нашей выставке удалось обнаружить уникальный предсерийный образец, о котором ранее имелось лишь несколько кратких упоминаний.
Вот этот компьютер с корпусом морковного цвета, скромно стоящий среди запчастей других ПК и больших ЭВМ, - это считавшийся утраченным «Агат-3». От последующих серийных модификаций его отличает необычный корпус-моноблок со встроенной клавиатурой.
Конечно, мы сразу запросили его к себе на выставку. Чтобы он выглядел презентабельно, хранители и реставраторы из нашего музея аккуратно удалили пыль и следы старого клея.
Что вдвойне приятно, на компьютеры на выставке можно не только смотреть в выключенном виде, как в анекдоте про прапорщика и телевизор. Мы поставили там современный ПК с эмулятором «Агата», на котором можно запускать десятки программ - разумеется, в основном это игры. Хотя мне больше всего нравится симулятор токарного станка)
Специально для нашей выставки автор эмулятора Олег Одинцов внёс в него небольшие изменения, чтобы корректно отображались все программы, которые мы хотим показать. А я сделал для них иконки, чтобы экскурсоводам было удобнее их выбирать и запускать.
На открытие выставки приехал сын Карцева, Владимир Михайлович, профессор МГУ. У него, правда, совсем иная сфера научных интересов - поведение насекомых. Поэтому он был самым внимательным слушателем экскурсии)
Наиболее монументальный экспонат выставки - стойка от М-13, последнего суперкомпьютера, к которому приложил руку Михаил Карцев. Чтобы представлять общие габариты машины - таких двухметровых стоек в ней было 16, плюс до четырёх ЭВМ можно было объединять в многомашинный комплекс.
Наша стойка - это так называемое устройство абонентского сопряжения, то есть фактически периферийный контроллер. Вообще нельзя не отметить техническую эстетику машины. Она спокойно могла выглядеть просто как серый ящик, но конструкторы не поленились и продумали все эти скруглённые углы, дверцы с цветным стеклом, красивые панели управления...
М-13 вполне могла бы служить декорацией в кинофантастике 80-х. Известно как минимум два концепт-арта с различными вариантами её дизайна, один краше другого:
В целом, мне кажется, выставка получилась достойной, несмотря на то, что была сделана в сжатые сроки и минимальными средствами. Скажем, вся застройка и вся мебель остались от предыдущей экспозиции про Лебедева и Маврину, и опытный читатель догадается, почему стенды с рассказом про «Агат» выстроены именно таким образом.
Слово, которое я узнал благодаря работе в музее: «колофон». Это своего рода титры выставки.
Кого бы я сюда точно добавил, так это наших экскурсоводов (или, как их называют на современный лад, эксплейнеров). Именно от них во многом зависит впечатление, с которым человек выйдет из музея. Наши эксплейнеры молодцы, они быстро подхватывают новые темы, а если не могут что-то объяснить сами, не начинают придумывать, а обращаются за советом к специалистам. Скажем, по результатам работы всё той же выставки про Лебедева у меня получился 30-страничный файл с развёрнутыми ответами на вопросы посетителей.
А в заключение - небольшая деталь наряда, в котором я встречал гостей на открытии.
В следующем посте - рассказ о внутренней кухне музея.