Перед вами - юбилейная, пятая подборка дизайнерских ляпов и неуместных акций к 9 мая. Поначалу я публиковал всю коллекцию целиком, в прошлом году её уже пришлось разбивать на две части, а сейчас, видимо, разумнее будет выложить отдельным постом только то, что нашлось за прошедший год.
Если вы ещё не видели предыдущие выпуски, настоятельно рекомендую:
Первая часть - коммерциализация и карнавализация Дня Победы. «Блокадный» разгрузочный день, орденоносные мусорные баки, партизанская туалетная бумага и многое другое.
Вторая часть - ляпы в печатной продукции. Плакаты со «спивающимися» ветеранами, «Тигры» вместо Т-34 и радостные фашисты на улицах наших городов.
Ну а теперь - новое.
В последнее время больше становится ошибок первого типа. С каждым годом 9 мая у нас в стране отмечают всё масштабнее, и неудивительно, что находится масса желающих «примазаться» к торжеству ради удовлетворения своих личных интересов. Эти люди забывают про такие важнейшие вещи, как чувство меры и такта. Любую, даже самую прекрасную идею можно довести до абсурда, и празднование Дня Победы - не исключение. Недаром появилось даже специальное словечко для всего этого - «победобесие». Оно мне не нравится, но нельзя не признать, что оно довольно точно описывает тот цирк, в который иные люди пытаются превратить этот важный и дорогой для нас праздник.
Мой пост написан не для того, чтобы посмеяться над нерадивыми дизайнерами или дубоголовыми чиновниками. Его задача - обратить внимание на огромную проблему и помочь избежать в будущем того, что вы увидите далее. Если хотя бы один человек, связанный с выпуском праздничной атрибутики, вспомнит об этом посте и лишний раз проверит, а не допустил ли он ошибку, - значит, я старался не зря.
Начнём, по традиции, с курьёзных сочетаний. Пожалуй, не всем организациям стоит писать поздравления от своего имени.
При размещении плакатов тоже неплохо бы думать головой.
Что-то подобное случилось в прошлом году с граффити в Москве (присмотритесь к крайнему слева лётчику).
Пиво. Спасибо, что живое!
Зачастую коммерсантов заставляют размещать символику Дня Победы в обязательном порядке, вообще не считаясь с тем, подходит ли это к товарам и услугам компании. В результате получаются сочетания одно другого нелепей - например, георгиевское бельё.
Надо полагать, наградное, как оружие.
В Московском метро додумались нарядить кассиров в пилотки. На бабушках они смотрятся особенно эффектно.
Но чаще сами торговцы просто хотят впарить свой товар под предлогом праздника. Вот боец со старого плаката занимается очковтирательством:
Естественно, не обошлось и без алкогольной продукции. Не буду выкладывать все снимки (их много), ограничусь одним: тут на бутылке не просто повязана георгиевская лента - на неё ещё и приколота копия самого креста. Купи четыре штуки, стань полным кавалером!
А вот и подходящая закуска.
С дырками от пуль?
Даже бодрая корова помнит и гордится, а мы чем хуже?
Устраивать для пожилых людей чаепитие в окружении венков и гробов и дарить им скидку на погребение - это что-то за гранью мыслимого. Но такой случай не единичен. Например, в Уфе к 9 мая обещают скидки на надгробия.
Огромное развитие в последние годы получила тема автостикеров и вообще надписей на машинах. Там можно выделить две популярные темы. Первая - всевозможные шуточки на тему Берлина, немцев и трофеев.
А вторая - гомоэротические фантазии самих автовладельцев.
И более печальные. «Спасибо деду, за ним поеду...»
Ну и, естественно, георгиевские ленточки, куда же без них?
Да что там - целый георгиевский Смарт!
Сомнительно выглядит и радостная полуголая молодёжь на фоне надписи «Вечная память». Нет, не подумайте, я не ханжа, но... может, не стоит мешать всё в кучу? Пляжные забавы - отдельно, скорбь по погибшим - отдельно?
Но это всё цветочки по сравнению с той «культурной программой», которую к 9 мая предлагают ночные клубы. Тут я даже не знаю, что комментировать, так что вот вам просто подборка афиш и флаеров:
Бывают и перекосы в обратную сторону: например, в прошлом году накануне 9 мая зачем-то стыдливо заклеили все женские тела в рекламе нижнего белья.
Как минимум часть той ерунды, что сопровождает День Победы, наверняка можно объяснить тем, что этот праздник отмечается весной, в период обострения у психически неуравновешенных граждан. Неудивительно, что всякий раз накануне 9 мая выползают «славяно-арии» со своей альтернативной историей.
Члены КПРФ (язык не поворачивается назвать их коммунистами) год от года пытаются привлечь к себе новое поколение, но выглядит это так же нелепо, как пенсионер, говорящий «йоу!» и «чикса», чтобы втереться в доверие к молодёжи.
Ну и, естественно, эта подборка никак не могла обойтись без толики духовности. Культ Победы и культ религиозный «тесно сплелись в объятьях», и в результате дети празднуют 70-летие воскресения Христа:
Ну а что до особой категории наших граждан, которых в истории войны больше всего интересует тема «фронтовых 100 грамм», то они уже вряд ли смогут нас чем-либо удивить.
На этом закончилась первая часть подборки, посвящённая неуместному использованию символики и сомнительным акциям. Но выдыхать рано, потому что с ней неразрывно связана вторая!
В ней я собрал разного рода ошибки - как относительно безобидные, так и совершенно немыслимые и больше похожие на диверсии. Начнём, по традиции, с грамматических. Такая за прошедший год мне попалась только одна. Стараниями неизвестного писателя на свет появился «фронтовой пятидесятиграмм».
Правда, добрые люди подкинули мне старые примеры, которые я раньше не видел. В 2007 году (ещё до всякого ЕГЭ!) кто-то, чтобы уж точно не промахнуться, поставил запятые после каждого слова.
Поражает здесь не столько нелепость ошибки, сколько сам факт того, что огромная растяжка в самом центре Москвы не прошла никакого выходного контроля.
Несколько менее заметная ошибка (точнее, опечатка) вкралась в надпись на декорации к 70-летию Битвы за Москву. Бдительные граждане заметили, что она превратилась в «витву».
И уже в этом году в тематическом поезде Московского метро обнаружилась занятная описка.
Должно быть, естественно, «фронта».
А в Армавире целый год провисел плакат с каким-то полуматерным бредом из интернета. Текст скопировали, не прочитав его ни разу.
Но это всё разминка. Переходим к моей любимой части - ляпам с фотографиями. Стадия первая - путаем своих со своими.
Нет, я понимаю, не все обязаны помнить, как выглядел маршал Василевский. Но не узнать на портрете Жукова... серьёзно?
Как говорится, найдите десять отличий.
Кстати, это не первый случай. В прошлом году перепутали Рокоссовского с Катуковым.
В Новосибирске в 2013 году не смогли вспомнить, как выглядит их земляк Покрышкин, и напечатали вместо него Кожедуба.
Слева - Кожедуб, справа - Покрышкин.
А в качестве самолёта выбрали вообще штурмовик Ил-2, на котором ни тот, ни другой не летали.
На втором плакате «покрышкинской» серии нарисовали Як-3 вместо «Аэрокобры» Белл P-39, на которой лётчик совершил большую часть своих подвигов.
Як-3 легко отличить по воздухозаборникам в основании крыла (на картинке он слева).
Так мы плавно перешли к следующей стадии - неумению отличать наших от союзников.
В 2015 году банк с соответствующим названием проявил солидарность, разместив на плакате американский истребитель P-51 «Мустанг».
Вообще, они в количестве десяти штук были поставлены в СССР для испытаний, но на фотографии, естественно, самолёт с американскими опознавательными знаками.
Герой Советского Союза из Мордовии, оказывается, летал на «Суперкрепости» B-17.
На другом плакате в правом верхнем углу обнаружился австралийский танк «Сентинел».
Сразу два города в этом году решили прославить американский M24 «Чаффи». Первым отличился Петербург:
А следом за ним - и Улан-Удэ:
Этот «Чаффи» вообще невероятно популярен: на открытках к 23 февраля он тоже встречался дважды!
На таком фоне сущей ерундой выглядит небольшой ляп из Ярославля, где перепутали Вену с Прагой. На второй фотографии - знаменитый Карлов мост.
Идём далее. На следующей стадии проблемы начинаются не только с нацией, но и с историческим периодом. В Хабаровске считают, что победу одержали англичане в форме времён Первой мировой.
Впрочем, и без фотографии этот плакат попал бы в мою коллекцию благодаря шедевральному стихотворению с рифмой «прошлом-прошлом» и «лет-лет».
Какой-то неизвестный газелист благодарит своего американского деда за победу, видимо, в Корейской войне.
А вот умилительный рисунок, сделанный нетвёрдой детской рукой.
Уж не знаю, сама ли девочка или её родители решили схитрить, но в качестве оригинала для срисовывания они взяли картинку из интернета.
Перехитрили в итоге всех, включая самих себя: на рисунке оказались явно послевоенные реактивные самолёты с американскими опознавательными знаками.
Ну и, наконец, переходим к самому смаку - к случаям, когда наших перепутали с немцами и их сателлитами. Вы думаете, что в стране, где военные фильмы транслируются едва ли не каждый день, а детям рассказывают о Победе ещё до того, как они научатся читать, это невозможно? Возможно, и ещё как!
Независимость Белоруссии, оказывается, отвоевали «Юнкерсы» Ju 87.
Но первый приз получают авторы мемориала павшим воинам под Тобольском.
Нет, это не подстриженный Варламов в каске, это Вернер Гольдберг - стрелок вермахта, служивший в нацистской пропаганде моделью «идеального германского солдата».
Сей шедевр особо примечателен тем, что к его созданию приложила руку эталонная «девочка-дизайнер».
Эскиз для камня выполнила фрилансер из Владимира, ТД созвонился с ней и спросил, как на эскизе памятника появился немецкий солдат: «Конечно, это было неспециально, у меня была жуткая запара, - пояснила девушка. - Я просто взяла фотографию [из Интернета]... что я там, разбираюсь, немецкая эта каска или нет...
Но прежде чем вешать всех собак на «девочку», задумайтесь, а сколько ещё человек принимало участие в изготовлении, установке и открытии этого памятника. И ни у одного из них не возникло мысли (или, что ещё хуже, желания сказать), что здесь что-то не так. ____________
Я надеялся, что с годами количество ляпов будет сокращаться, а на деле оно лишь увеличивается. Это говорит даже не столько о падении уровня образования, сколько о наплевательском отношении к празднику. 99% этих ошибок можно было бы избежать, сделав пару поисковых запросов. Мы с пафосом говорим о «вечной памяти», но на деле жалеем даже лишней минуты, чтобы перепроверить фотографию или внимательно прочитать текст.
Если продолжать отмечать этот праздник «из-под палки», по команде сверху, раз за разом будет повторяться то же самое. Люди устали от казёнщины, шаблонных поздравлений, ура-патриотической риторики из каждого утюга. Хороший контрпример в данном случае - акция «Бессмертный полк». Хотя там тоже не обошлось без эксцессов типа портрета Берии в первых рядах, всё-таки это было хорошее мероприятие, в котором многие люди приняли участие добровольно и с радостью. Возможно, фокус празднования 9 мая стоит сместить как раз в сторону таких, более личных и искренних вещей.