Иэн Макьюэн Макьюэн выиграл суд с бывшей женой за право единоличной опеки над сыновьями, узнал о существовании родного старшего брата в возрасте за пятьдесят и стал одним из самых популярных писателей современности. Его новый роман несовершенен, но он - откровение.
Иэн Макьюэн настолько захваленный критикой и читателями писатель, что, кажется, его новая книга «Закон о детях» неизбежно будет встречена рукоплесканиями. Но, пожалуй, это первый раз, когда похвалы прозвучат сдержанно. «Закон о детях» - скорее набросок к «настоящему макьюэновскому тексту», чем полновесный роман. Создается даже ощущение, что автора поджимали сроки и, подгоняемый литературным агентом, он отдал в печать черновик.
Разберёмся подробнее: в центре внимания - 59-летняя судья Высокого суда Великобритании Фиона Мей, специализирующаяся на семейных делах. Разводы, делёж имущества, тяжбы из-за детей, корысть под маской благих целей - «вот это всё», как пишут сегодня в Интернете, её рабочие будни. Ей решать, разделять ли сиамских близнецов. Операция сразу лишит жизни одного из них, но если её не сделать, вскоре смерть ждёт обоих. Судье придётся вникнуть в проблемы ортодоксальной еврейской семьи. Дела на рассмотрении как на подбор чудовищные, но Фиона справляется. Она из тех подчёркнуто рациональных, логичных людей, которые успешно противостоят хаотичности и таинственности мира. Она верит в правила, точность и разумность закона. Но как это часто бывает в романах Макьюэна, мы застаём героиню в момент кризиса, когда всё, во что она верит, будет подвергнуто сомнению и переоценке. Фиона почти расклеится в следующем деле - о подростке Адаме, нуждающемся в переливании крови и отказавшемся от этой манипуляции. Его родители - убеждённые свидетели Иеговы (и он сам, но ему, семнадцатилетнему, не дают права голоса). Свидетелям Иеговы по религиозным правилам запрещено переливать кровь и её продукты. Фиона решает повидаться с мальчиком, чтобы решить: может ли она вынести решение, благодаря которому манипуляцию проведут против его желания. Закон о детях, который дает государству право решать вопросы жизни и смерти без согласия родителей, был принят в Великобритании в 1989 году, и с тех пор Макьюэн - его главный защитник. Участие Фионы в жизни Адама станет судьбоносным не только для него, но и для судьи: её мнение о себе изменится навсегда.
По закону литературы и беды, предпочитающей компанию, брак Фионы, казавшийся ей таким же основательным и незыблемым, как и Высокий суд, в котором она служит, зашатался. Муж Фионы решительно заявляет, что желает «сходить налево», совершить, так сказать, финальный забег перед грядущей старостью и смертью. Теперь предстоит ответить на тяжёлые вопросы, которые откладывались много лет: как мы до этого дошли, что делать, виновата ли она в отсутствии у них с мужем детей, как жить дальше? Семейная сюжетная линия выписана непривычно для Макьюэна схематично и неправдоподобно, что и даёт повод называть «Закон о детях» эскизом, или черновиком, настоящего романа. Автор пытается спасти ситуацию, стилистически копируя сдержанность и при этом обнажённость судебных постановлений. Подражание документу, лаконичность и простота в данном случае, однако, не добавляют реалистичности описанию отношений мужчины и женщины.
Зато вторая половина романа, посвящённая развитию отношений Фионы и Адама, полна саспенса и вопросов, над которыми хочется поразмышлять. Это роман - сомнение в самых фундаментальных вещах: в святости брака, в праве человека на жизнь и смерть, в том, могут ли заблуждаться взрослые люди, в грехе двухсекундного поцелуя.
«Закон о детях» очень даже стоит читать. Отдать своё время этому тексту необходимо не за «былые заслуги» писателя (премия Сомерсета Моэма в 1976-м и Букеровская премия в 1998-м), хотя и это стоит внимания. Дело в том, что Макьюэн - один из немногих авторов, кто после широкого признания не остановился и не стал эксплуатировать одну и ту же «свою ноту». Он продолжает развиваться, находя всё новые «свои» ноты и сочетания клавиш. Не зря во многих его книгах музыка - тоже действующее лицо, такое же интересное и смыслоёмкое, как и все другие лица.
Особая магия Макьюэна заключается в том, что при чтении его прозы читатель всегда вместе с героями решает сложнейшую моральную дилемму. В «Законе о детях» придётся особенно трудно - ведь речь идёт о жизни детей. Но окунувшись в эту книгу, смотреть на решение судьи отстранённо уже не удастся. Решение будет общим.
Цитата:
«Невычитанная первая страница, выгнувшись, свисала с её пальцев. Грядёт перемена в её жизни? Зашепчутся в ужасе её учёные друзья за обедом - здесь или в Линкольнс-инне, или в Миддл-темпле: "И она вышвырнула его?" Из чудесной квартиры Грейз-инна, где она будет вековать одна, пока арендная плата или сами годы, набухая, как хмурая Темза в прилив, не вынесут и её оттуда?»
Жанр: интеллектуальный роман
Издательство: ЭКСМО, 2016
Переводчик: Виктор Голышев
Выход оригинала: 2014