Лекарство Bacillinum
После выхода в свет первого издания ко мне едва ли не со всех частей света стали приходить письма. Врачи, фармацевты и обычные люди писали с просьбой обеспечить их Bacillinum, идентичным тому, который использовал я. Поэтому я спешу сообщить, что его можно найти в Англии у д-ра Хита на Эбери Стрит, 114, Лондон, Юго-Запад, а также в Америке, в любой из аптек гг. Бёрике и Тафеля. Поначалу я применял туберкулины из различных источников, приобретал их то в одном, то в другом месте. Но мне кажется, что все они изначально получены от д-ра Свона из Нью-Йорка. Временами они работают вполне хорошо, временами блестяще, но никогда не действуют с такой точностью, стабильностью и решительностью, как Bacillinum. Лучший способ получить действительно хороший Bacillinum, если кто-то вдруг захочет приготовить его сам, это взять порцию легкого у погибшего от истинного легочного бациллярного туберкулеза. Надо брать достаточную порцию из стенок полости и окружающих тканей, поскольку тут можно найти всё, что составляет основу туберкулезного процесса: бациллы, участки некроза, птомаины и туберкулы на всех стадиях развития. Именно таковым и было сырье для получения моего Bacillinum. А затем приготовить из него растирания в спирте. Таким образом, ничего не будет потеряно. В таком подходе нет ничего предосудительного, что едва ли может быть сказано о туберкулине, полученном из мокроты, что у любого вызовет инстинктивное отвращение. Наконец, этот метод получения нашего Bacillinum приведет к тому, что мы будем иметь стандартный препарат, соответствующий всем требованиям наших существующих несовершенных знаний. Несомненно, в будущем мы проведем расширенные и научно точные исследования характеристик и качеств разных компонентов нашего Bacillinum, из которых он безусловно состоит. Но мы, живущие сегодня, должны использовать средства, которые у нас под рукой. Мы не можем позволить нашим пациентам умирать потому, что у нас нет в данный момент гипотетически совершенных пато-фармацевтических препаратов, которыми вполне вероятно будут обладать наши потомки. Мы должны работать теми инструментами, что есть у нас в наличии. И наш Bacillinum вне сомнений - величайшее противотуберкулезное средство в мире на сегодняшний день. И скорее всего, таковым останется на многие годы. Самое лучшее для нас - служить нашему поколению здесь и сейчас. Если мы тщательно фиксируем наш опыт, наши последователи в практической медицине смогут, следуя нам, повторить наш успех. У них будет шанс идти дальше нас, и я не сомневаюсь, что так оно и будет.
Tuberculinum Kochii
Более чем удовлетворенный действием Bacillinum, я не испытывал необходимости обращаться к туберкулину Коха. Но для подтверждения своего мнения о его препарате я применял Tuberculinum Kochii 6 в форме тинктуры, приготовленной из матричного раствора, полученного у его агента в Берлине. Могу сказать только, что я убедился в том, что его препарат - хорошее антитуберкулезное лекарство, назначаемое внутрь в форме гомеопатического разведения. Однако, по-моему, с точки зрения лечебных эффектов он совсем не так хорош, как Bacillinum, и также не эквивалентен Tuberculinum Swanii. Но поскольку я имел большой опыт с туберкулином Свона, и еще больший с Bacillinum, и совсем небольшой с туберкулином Коха, я воздержусь от поспешных оценок. Ведь я должен считать свой опыт относительно малым, чтобы давать мнение о лекарстве Коха; скажу только, что оно явно обладает силой над туберкулезным процессом.
Все больные, которых лечили лекарством Коха подкожно, о которых я знаю или слышал, умерли. Под моим личным наблюдением был один единственный пациент, который побывал в Германии и получил стандартный курс коховских инъекций, и в его случае эффекты этой терапии были весьма любопытны. Легочный туберкулез у молодого человека был, по-видимому, вылечен справа, т.е. правое легкое казалось во всех аспектах нормальным, но левое было почти опеченевшим. И я думаю, что этот случай дает объяснение специфического поведения лекарства. Вопрос этот важен с практической точки зрения, поэтому я его объясню. Молодой человек был предрасположен к туберкулезу, и фактически страдал тем, что я рискнул бы назвать чахоточностью или туберкулезным диатезом. Поэтому ему решили предоставить работу на свежем воздухе в теплом климате. И его, соответственно, отправили во Флориду, где он начал новую жизнь, но, к сожалению, подхватил малярию, и порядком измученный ею, был отправлен обратно в Англию с диагностированным туберкулезом. Тут же его любящий отец взял его с собой в Германию для курса лечения по Коху, но ввиду отсутствия результатов по дороге домой завез его ко мне, когда я и увидел его в только что описанном состоянии. Селезенка была сильно увеличена, поэтому наряду с уплотненным левым легким имелась своеобразная левосторонность заболевания. Поэтому я решил, что терапия по Коху могла бы иметь успех, если бы хроническая малярия и спленомегалия были бы излечены вначале. К этому я и приступил, и за несколько недель пациенту стало гораздо лучше. Тогда я назначил ему Bacillinum, но безрезультатно: туберкулез был в полном разгаре, и молодой человек погиб. Здесь я опять был свидетелем, что Bacillinum не имеет влияния на острый туберкулез в полном разгаре. Если бы молодого человека лечили с помощью Bаcillinum до отъезда во Флориду, полагаю, он был бы излечен, и следующие мои два случая дают основание для такого суждения.
Случай туберкулезного диатеза I
Молодой человек лет 20-ти, брат предыдущего больного, страдал точно так же, как его брат до отъезда во Флориду. Он был высокий, крупный, и, судя по размерам, должен был быть очень сильным. Но таковым он не был, а напротив, был очень слаб. Он имел множественные уплотненные лимфоузлы на шее - именно так начинал заболевать его брат.
Три месяца приема Bacillinum, похоже, совершенно его излечили, его шейные лимфоузлы больше не пальпировались, пациент отлично себя чувствовал, и теперь устроился на работу инженером-электриком здесь же, в Лондоне.
Случай туберкулезного диатеза II
Младший брат двоих предыдущих пациентов, 12-ти лет, был в похожем состоянии. И, вдобавок к уплотненным лимфоузлам, кожа его была очень смуглой, и он ненормально сильно загорал на солнце.
Он также полностью выздоровел на Bacillinum, и его отец недавно писал из-за города, что он здоров и в полном порядке. На основании этих двух случаев я считаю, что вправе говорить, что старший погибший брат мог быть спасен, если бы получил курс лечения Bacillinum ко времени отъезда во Флориду.
Для того, чтобы вылечить туберкулез, мы должны начать лечение рано, и мы должны хорошо помнить, что каждое лечение обязано быть индивидуальным. Мы не должны ждать, что Bacillinum, как противотуберкулезный специфик, затронет не-туберкулезные манифестации. Например, Bacillinum не излечит хроническую малярию, как не излечит вакциноз, или гидрогенодиную конституцию фон Грауфогля, и так далее. А коль скоро многие случаи туберкулезного диатеза и туберкулеза не исчерпываются туберкулезным компонентом, не-туберкулезная часть каждого случая должна быть излечена особо. Каждый случай лечится индивидуально. Поэтому мы видим, что ни лекарство Коха, ни Bacillinum, ни какое-либо иное лекарство само по себе не будет достаточно в большинстве случаев по одной простой причине: каждое лекарство действует лишь в своей сфере. То есть, оно вылечит лишь то, чему оно гомеопатично, но не сверх того. Разумеется, для тех, кто понимает гомеопатию, это самоочевидно. И все равно мы склонны терять это из виду, особенно когда нам сопутствует череда успехов. Поэтому если не помнить об этом, сам наш успех разобьет нас о скалы. Короче, лекарства излечивают гомеопатически, а не иначе. И поэтому лекарство специфично лишь до тех пор, пока оно гомеопатично данному случаю в целом. Там, где есть иные патологические элементы случая, специфик их не излечит. Он им не гомеопатичен, и поэтому их не излечит. Он излечит лишь ту часть случая, которой он гомеопатичен. Другую часть или части этого случая надо лечить лекарствами, которые гомеопатичны этим частям. Я остановился на всём этом, и продолжаю повторять, потому, что это крайне важно для коррекции взглядов и успешности практики.
Возвращаясь к случаю свища уретры в начале, где была комбинация сифилиса и туберкулеза. В этом случае Mercurius и Bacillinum в чередовании излечили случай, в то время как поодиночке ни одно из них этого не смогло. Такой вид чередования, по-моему, подлинно научный и здоровый с точки зрения практики. Что касается молодого человека, уехавшего во Флориду, полагаю, что его хроническая малярия препятствовала действию Tuberculinum Kochii: его отец рассказал мне, что врач-немец, который выполнял инъекции, был очень удивлен непонятным действием туберкулина, который он вводил подкожно, дескать, он не видел такого эффекта прежде, и не может его объяснить. Он не принял во внимание малярию. Он просто лечил туберкулез туберкулином, но туберкулин не гомеопатичен малярии. Поэтому мы всегда должны анализировать наши случаи этиологически и патологически, так же как индивидуализировать их путем синтеза. Пренебрежение этиологической диагностикой - безусловно фатальная ошибка. Что, ересь? Пусть будет ересь.