Умберто Эко в "Имени Розы" поднимает вопрос, который тревожил средневековых схоластов: мог ли Бог смеяться?
Это провокация. Если не мог, Он не всемогущ. Спросим по-другому: смеялся ли Он? Да какая разница! Дело разве в этом? Просто ответ на него обнажает сущность человека. Оптимисты говорят, что смеялся. Пессимисты - что нет. Пофигистам пофиг. И это самая здоровая реакция.
Мне лично не хватает здорового пофигизма. Мне имплантировали систему координат. Где оси сходятся в точке под названием "Бог". И эта точка выколотая. Не только в математическом смысле. Но и как глаз, который выколот и не видит ничего, кроме вспышек молний на раздраженной сетчатке. Они добились, чего хотели. Всё теперь сопрягаю я с Богом. На Него одного уповаю. Им любую истину проверяю.
Если Бог смеялся (в чем я скорее уверен), значит, так должны поступать и его ученики. Известная формула евангелиста Иоанна "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" - прикол в чистом виде. Слово не могло быть в начале, поскольку оно не абсолют. Оно делимо на звуки и буквы. Неспроста Бог наградил своих учеников (по свидетельству ап. Павла) даром говорить на других языках. Кстати, даром говорить = говорить даром. Сам этот дар подразумевает, что слово не абсолют. Иначе его понимали бы разные народы без перевода. А так мы имеем, что имеем: Бог, Год, Юмала, Турă, Хуыцау, Дио, Паз, Мунгу, Танри, Ункулункулу, Аствац, Аллах, Вишну, Элогим... И все тумаки мира достаются переводчикам.
А если не слово, что же тогда было в начале? Музыка. Звук. Он плюет на законы грамматики. И стирает законы семантики. Ведь слово и Слово звучат одинаково. Это ли не доказательство, что звук абсолютен? Имеющий уши да слышит.
Если в начале был Звук, и Звук был у Бога, и Звук был Бог, тогда Бах, Моцарт, Рахманинов - равноапостольны. Слова слышат все, музыку тоже. Музыку понимают все. Слова понимают только носители языка. Что легче преодолеет границы? Войдет в сердце? Заявит об Абсолюте? Слово или звук? Проповедь или музыка? Музыка Баха на всех языках звучит одинаково. Чтобы прикоснуться через нее и в ней к Абсолюту, не требуется владеть немецким. Не нужно вообще никакого языка. Даже нотной грамоты!
Когда слово умрет, останется звучать музыка. Мир погибнет не под матюги. А под фуги Баха. И спасен будет не под Credo. А под Второй концерт Рахманинова для фортепьяно с оркестром.