Оригинал взят у
ilya_yu в
мифополитика Есть такой термин - мифопоэтика. Это тонкая область мифа в произведениях искусства, прежде всего, литературы. По аналогии, ввожу термин «мифополитика» - чтобы обозначить функционирование мифа в политическом сознании.
Миф - штука бесконечно сложная. Постижение мифа требует сверхусилий. Юнг утверждал, что для проникновения в миф нужно принять его на веру - отдаться стихии архаических образов и открыть свое сознание к внерациональным переживаниям. В то же время мифы универсальны, т.е. состоят из сходных элементов. Вот об этих элементарных мифологемах и их роли в формировании политического сознания я хочу сказать пару слов.
Действие мифа описывает происхождение мира, вызволение порядка и культуры из лап хаоса, как правило, предстающего в облике злого бога или чудовища. Герой (его называют культурный герой) побеждает чудовище (силы хаоса и тьмы) и устанавливает порядок. Культурный герой обретает силы в неких великих испытаниях. Эти самые испытания инсценируются в обрядах инициации. Само нахождение мира в лапах хаоса и тьмы разыгрывается во время коллективных ритуалов (типа масленицы, карнавала и т.д.), когда общество символически возвращается в правремя, чтобы запустить новый цикл жизни. Неслучайно масленица увенчивается сжиганием чучела - чудовище должно быть вновь побеждено.
Мифологизация общественного сознания - это проникновение мифологических схем в политический дискурс. Президент Путин явно мыслится/подается как культурный герой, сокрушающий чудовищ «девяностых» и устанавливающий свой порядок. Мифологизирован Путин - мифологизирована олигархия ельцинизма. Да и сами «девяностые» мифологизированы как архаическое правремя.
Совершенно естественно появление современного мифа о Сталине. Для сталинистов Иосиф Виссарионович - культурный герой, который сотворил все, чем еще жива Россия. Национал-сталинисты прямо говорят, что Сталин укротил демонов правремени - кровавых большевиков и главного «злого божка» Троцкого.
Для либералов Сталин - это то самое чудовище, которое окутало русский мир тьмой, пожирало олимпийских богов и не давало людям огня. Культурные герои (диссиденты, академик Сахаров, Солженицын) сокрушили силы тьмы и установили демократию. Русская демократия живет циклами - и нуждается в коллективных ритуалах десталинизации с сжиганием чучела вождя - для запуска нового витка свободы.
Но есть и тонкие либералы - либералы с «заморочкой». Они из фазы мифа выходят, так сказать, в фазу политического гностицизма. Они признают, что Сталин культурный герой и даже демиург, что он сотворил весь тот порядок, коим является современная Россия. Но поскольку мир творения для гностиков есть скверна, тюрьма и ад - творец этой пакости подвергается проклятьям. «Ненавижу эту страну (и творца, ее сотворившего)» - такова мифополитика продвинутых либералов.