Путешствие в Мориарти. День третий. Бриллиантовый значок.

Jun 07, 2022 22:49





На этот день у меня большие планы. Прогноз погоды довольно неплохой. Поэтому шансы, что удастся выполнить что-то из задуманного - довольно высоки.

В плюс прогноза, что потоки должны быть сильные, минус же - безоблачное небо. Сделаю небольшое отступление для непосвященных. Безоблачное небо для планеристов - это дополнительная сложность. Ведь облака помогают найти восходящие потоки. Ведь кучевое облако есть ни что иное, как вершина термика (термического восходящего потока). Когда их нет, то можно ориентироваться только по земле. Потоки обычно сходят в местах-триггерах. Триггером может быть контрастная поверхность. Например, темное перепаханное поле и рядом светлое поле. Или неровности поверхности. С другой стороны - лететь проще. Летишь себе прямо, пока не "воткнешься" в поток, и дальше себе набираешь.



Вернемся к моим планам. Задачи на сегодня - норматив на бриллиантовый значок по расстоянию (треугольник 300 км с предварительно задекларированными поворотными точками) и норматив по набору высоты на золотой значок (набор 3000 метров от самой нижней точки после отцепки до самой высокой после этой нижней точки). Сложность с набором высоты заключается в том, что превышение аэродрома 6200 футов, а максимально нам разрешено подниматься до 18000 футов. Набрать надо 9843 фута. А это значит, что начинать надо не выше, чем с 8157 футов относительно уровня моря, что меньше, чем 2000 футов над уровнем земли, лучше - ниже, так как лучше оставить зазор, порядка 200-300 футов до потолка.

К сожалению, сегодня мало фото. Слишком был занят навигацией и выполнением задания. Но есть немного видео. Нужно только обработать и залить на ютуб.

Маршрут я приготовил еще вчера. Забил в навигатор и в GPS-рекордер. Последнее - одно из требований полета на значки. Нужно иметь заранее объявленный маршрут. В прошлом это выполнялось на бумажной форме с указанием координат. Сейчас все намного проще. Достаточно записать эти точки в рекордер и они будут доступны в файле с логом полета. Этот файл невозможно подделать, так как он подписан электронной подписью.

Прибыли на аэродром, пораньше. Приготовили планера к полету. Ждем удачного момента для старта. В этой местности "погода" начинается позже, чем в других местах.

Пока ждали, запечатлел вот такого красавца. Это мотопланер. Хоть и выглядит, как самолет. Для того, чтобы на нем летать, достаточно иметь планерную лицензию и допуск на самовзлетные планера.



И вот момент настал и ровно в час дня я поднимаюсь в небо. На буксире видно, что потоки уже довольно сильные. Когда пролетаем очередной сильный поток, я отцепляюсь и довольно быстро набираю 12700 футов. Прежде, чем лететь по маршруту, мне нужно пересечь стартовую линию. Это линия длиной один километр. Еще один момент, который надо держать в уме - штраф по высоте финиша. Разница высоты старта и финиша не должна превышать 1000 метров. Иначе зачитываемое расстояние очень сильно урезается. Запоминаю высоту пролета старта.

Одна из сложностей, с которой я сразу сталкиваюсь - довольно бодрый встречно-боковой ветер. Это значит, что моя скорость относительно земли будет меньше и останавливаться для набора высоты придется чаще. Это чувствуется. Плюс местами попадаются довольно сильные "нисходняки" - нисходящие потоки. В них высота довольно быстро тает. Но при этом надо стараться пролетать их быстрее, чтобы скорее выйти в зону нейтрального или восходящего воздуха.

Преодолев несколько потоков я добираюсь до первой промежуточной точки - город Эстансия. Там есть хороший местный аэродром, который можно использовать для посадки, если не найдется восходящих потоков.

Мне удается поддерживать высоту не ниже 1500 метров над землей. Это безопасно, учитывая безоблачное небо. Максимально же я сегодня забирался чуть выше, чем 3000 метров.

Пролетев еще немного на юг, я пролетел траверз еще одного хорошего аэродрома. Дальше - не очень ровные поля, которые можно использовать для посадки только в крайнем случае. Поэтом лечу довольно консервативно, стараясь находится повыше. Но при этом нельзя долго задерживаться в слабых потоках, так как при этом тратится драгоценное время. Можно не успеть долететь.

Продолжаю лететь на юг. Слева от меня живописные соленые озера. С воздуха они выглядят, как абсолютно сухие с ровной поверхностью. Но местные предупредили - там садиться нельзя. Вода присутствует.

Чем дальше на юг, тем хуже видимость. На юго-западе сильно горит лес. Еще один большой пожар. Я начинаю сомневаться, смогу ли я добраться до первой поворотной точки. При этом не забываю следить за высотой и добирать ее, когда попадаются хорошие потоки.

Плюс к этому, на запад от маршрута находится запретная зона. Насколько я знаю, там военные иногда проводят ракетные стрельбы или что-то похожее.

И все-таки я смог добраться до поворотника. Огибаю точку и теперь я лечу на север. И ветер из встречно-бокового превращается в попутно-боковой. А это значит, что средняя скорость растет. Ура.

Интересный момент. Пока летишь в одну сторону, не совсем представляешь, как далеко забрался. После поворота на север, это впечатляет. А ведь я забрался на 94 км от старта.

Но все же до аэродрома вылета я добираюсь довольно быстро. Да и запасных мест для посадки в случае чего по дороге намного больше.

Севернее аэродрома мне все меньше попадается восходящих потоков. И высота тает. Я стараюсь искать триггеры. Но это сложно, когда ветер сильный. Непросто угадать, как сильно наклонен поток из-за ветра.

Я спускаюсь все ниже и поэтому мне приходится отклониться в сторону от маршрута, чтобы быть поближе к запасному аэродрому. Честно говоря, я уже готов подбирать площадку и садиться, но надежда не умирает. В результате я нахожу слабенький поток на высоте чуть меньше километра. Через несколько спиралей и корректирующих поворотов поток становится бодрее и вот я опять на высоте 2700 метров. Продолжаю лететь по маршруту на север. Местность там лесистая и холмистая. Поэтому для посадок есть всего пара альтернатив. Но далее мне сопутствует удача и ниже 1200 метров я не опускаюсь. Более того, после того, как я достиг поворотной точки и повернул на север, я нашел отличный поток, который поднял меня практически до максимального потолка (17400 футов). С этой точки у меня уже было достаточно высоты, чтобы финишировать (с учетом штрафа по высоте). Поэтому я рассчитываю свою скорость так, чтобы финишировать не очень низко. Ведь чем быстрее летишь, тем быстрее тратится высота.

Финиширую. Первый норматив выполнен. Время полета - чуть более четырех часов. Но так как у меня еще есть достаточно много высоты - я делаю петлю на запад, чтобы пролететь большее расстояние.

Пробую спуститься пониже, чтобы потом попробовать набрать высоту на золотой значок. К сожалению, в районе аэродрома был только нисходящий воздух и приходится садиться. Второй норматив не выполнен. Попробую завтра.

Зачехляем планера. Душ в мотеле. После этого встречаемся с друзьями в небольшом мексиканском ресторанчике за ужином. Приятно провели время, познакомились с новыми людьми, вкусно поели.

Пора возвращаться в мотель, отдыхать и готовиться к следующему дню.

PS. Мой полет можно посмотреть здесь.

Продолжение следует...

авиация, планеризм

Previous post Next post
Up