Советское Заполярье, баировка, день 5 \\Западная Лица, мемориал

Aug 18, 2023 18:21

Что же, продолжим путевые заметки.
Если это кому-то интересно - тревел-блогеров развелось, как блох на барбоске.
Там, на трассе на Киркиннес, у реки Западная Лица, есть большой мемориал, посвященный двум битвам на этой границе,  и два мемориальных комплекса, советский, 1959 года и совсем новый, 2010 года.
И братские могилы, куда добавляют имена и бойцов поисковые отряды.
https://взглядизпрошлого.рф/memorialnyj-kompleks-dolina-slavy/



Именно здесь в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска. Для захвата города через тундру были направлен егерский корпус «Норвегия» генерала Дитля, состоящий преимущественно из австрийцев и норвежцев. Первый серьезный отпор от советских войск противник получил при попытке форсировать реку Западная Лица. Советские войска, под руководством командира полка Иванникова, занимали ключевые высоты в этом районе, что позволило остановить продвижение нацистов.


Ключевой стала дата 8 сентября 1941 года, в этот день немецкое командование бросило все силы на последнюю атаку. Бои продолжались более 10 суток, но неся огромные потери корпус «Норвегия» отступил и перешел в оборону.

По официальным данным военных архивов за время противостояния на берегах Западной Лицы погибло более 2000 человек.
Белая стела - это атрибут советского мемориала.
Сначала мы поднимаемся на сопку, мимо вагончика поисковиков, откуда открывается вид на всю долину и дорогу.



























Вид на новый мемориал и захоронения 2000-х годов.


Мхи, лишайники и вереск


Спустились к старому обелиску,  панно и танку












Оформление мемориального комплекса в Долине Славы началось в 1959 году - тогда был установлен Памятник павшим. Танк ИС-2 с места боев в долине Западная Лица был установлен в 1999 году, а пушка ЗИС-3 - в 2009 году. В ходе проведения ремонтных работ на танке ИС-2 восстановлены утраченные детали конструкции (надкрылки гусениц, кронштейны запасных топливных баков, решетки вентиляционных отверстий моторного отсека и др.), отремонтированы деформированные части боевой машины, удалены и заменены поврежденные элементы.


И несколько вертикальный кадров.







В ивовых зарослях Тасаринана весною гулял я.
Ах, блеск и запах весны в Нан-Тасарионе!
И сказал я: как хорошо!
В вязовых рощах Оссирианда летом бродил я.
Ах, свет и музыка лета в Семиречье Оссира!
Понял я: не может быть лучше!
В буковый лес Нелдорета осенью я вошёл.
Ах, это золото, пурпур и вздохи листвы, осень в Таур-на-нелдоре!
О таком я не мог и помыслить.
К соснам на склонах Дортониона зимой я взобрался.
Ах, этот ветер, и белизна, и чёрные сучья Зимы в Ород-на-Тоне!
Голос мой в небо взлетел и пел там.
А теперь те края все лежат под волнами.
В Амбароне гуляю теперь, в Тауреморне и Алдаломэ,
И в родимом краю, по Фангорну-лесу,
Где ветви и корни длинны.
И слой лет толще слоя опавшей листвы
В Тауреморналомэ.
( перевод А.Авербуха)








Природа, Дорожное, Север, Крестословье, Артефакт, Архитектура, Память, crazy karjala, События и приключения, keep calm and carry on, Камера-обскура, Баир, Восторг!, Люди, Как бы спорт, Картиночки, Побочный эффект, Я

Previous post Next post
Up