17 февраля закрывается выставка итальянского рисунка в ГМИИ.
Если вы в Москве - не пропустите!) рисунки великолепные!
Пармиджанино
Пармиджанино
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери)
Джан Лоренцо Бернини
Пиранези
Таддео Цуккари
Оттавио Леони
Тьеполо
В тех же залах можно увидеть и "Кодекс о полете птиц" Леонардо да Винчи (1505 г., Королевская библиотека Турина). Кодекс представлен в витрине, открытым на одном из самых интересных разворотов, в стенах рядом вмонтированы специальные мониторы, на которых можно полистать электронную версию кодекса.
Кодекс состоит из 18 листов 21 × 15 сантиметров, содержит описания полёта птиц и технологии летающих аппаратов, созданных Леонардо.
Первые четыре листа Кодекса посвящены вопросам механики: вес, трение, равновесие, движение тел по наклонной поверхности. На первой же странице Леонардо, по сути, вводит понятие «момента», вкладывая в него тот же смысл, который вложит в него Галилей. В разных местах присутствуют рисунки красным карандашом - скорее всего, они были выполнены до написания текста: анатомические и ботанические рисунки и даже мужская голова с длинными волосами и седой бородой - возможно, автопортрет. На последней странице изображены бурная река, мост и две запруды: характерные диагональные заграждения замедляют стремительный поток. Рисунок продолжается на следующей странице: там изображена извилистая речка. Эта страница представляет собой внутреннюю сторону задней обложки, она почти полностью занята чертежом плана и фасада богатого дома. Возможно, это загородная вилла, которую Леонардо, отбывший в конце мая 1506 года из Флоренции, спроектировал для французского наместника в Милане Шарля д’Амбуаза. На правой странице (то есть, на внутренней стороне обложки) можно видеть список хозяйственных расходов, включая отруби и сено для лошади, а внизу, после текста и архитектурных зарисовок, написано знаменитое пророчество: «Большая птица начнет свой первый полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнезду, где она родилась».
История кодекса интересна с точки зрения отношений России и Италии.Мы не знали бы манускрипта Леонардо да Винчи, если бы сын купца из сибирского города Кяхта Федор Сабашников, в Италии называвший себя "князем", не приобрел бы в 1892 году на аукционе в Лондоне средневековую тетрадь, которую позже преподнес королю Италии Умберто I.Через год он напечатал первую факсимильную копию "Кодекса о полете птиц", посвятив ее Маргарите Савойской. Так впервые в истории рукопись Леонардо увидела свет как печатное издание.
Разобраться в этих рисунках и чертежах довольно сложно. Очень странное почти мистическое ощущение остается от зеркального почерка Леонардо (у меня при взгляде на него появилось еще чувство страха и дискомфорта). Посмотреть на эту рукопись по меньшей мере любопытно.
И наконец, на первом этаже основного здания ГМИИ проходит выставка Лоренцо Лотто, выдающегося, но мало известного широкой публике, итальянского художника эпохи Возрождения (1480-1556).
По ссылке - короткометражный документальный фильм о Лоренцо Лотто, который можно посмотреть и в ГМИИ. Фильм подготовила ведущий специалист ГМИИ Виктория Эммануиловна Маркова, читавшая курс Итальянского Возрождения в РАЖВиЗ, гениальная, неподражаемая и любимая. Выставка открыта до 10 февраля.