Nov 27, 2009 16:46
"Все мы в глубине души примордиалисты" (автор мною забыт)
Все мы можем часами рассуждать в теории, но потом окажется, что мы принимаем теории, которые соответсвуют нашему опыту и интерпретируем опыт, согласно принятых теорий. Такой вот замкнутый круг. А начало его в первичной социализации. То есть в нашей собственной семье. Там, где нам мыли попу и кормили кашей.
Меня воспитали в почтении к родителям. И не только воспитали, но и на примере показали. После того, как умер папа, к нам переехала бабушка. И жила до самой смерти. Перед тем, как переехать, она продала дом. Недорого. Деньги положила на книжку. Мама никогда даже не заикалась по поводу этих денег. Думаю, ей и в голову не приходило. А вот жене маминого брата приходило. Они специально приезжали затребовать "своё" наследство при живой матери. Убеждены были, что мама взяла к себе бабушку исключительно для того, чтобы "все деньги захапать". Я не знаю, чем там кончилось, маленькая еще была. Скорее всего, бабушка отдала им часть денег, чтобы не скандалили. Я помню, как терпеть их не могла за то, что обижали маму, поедая ее борщ и такие редкие у нас котлеты, которые она специально к их приезду наготовила.
Мама никогда не брала у бабушки пенсию. Мама сама платила за квартиру и покупала продукты. Бабушкиными деньгами распоряжалась она сама. Из них брала десятину и пожертвования, из них брала деньги на такси, чтобы ездить в церковь, когда уже стало совсем трудно ездить на автобусе. Из них дарила подарки внукам.
Какое-то время бабушка жила у другой дочери. Потому что ей было трудно справляться со своими сыновьями. И там младший внук обзывал бабулю матом и бил за то, что она говорила ему, что он плохо себя ведет вообще и по отношению к матери в частности. Когда он трезвел, правда, он порывался носить бабушку на руках и говорил, что просто обожает ее.
Вообще из всех внуков только я и мой старший брат называли бабушку на Вы. Интересно, почему? Ведь я была самой младшей из всех.
Бабушка периодически бралась поучать маму. Иногда мама слушала, иногда говорила "закройся!". Это у них с бабулей крайняя ругань такая была: "Закройся!" Примечателен диалог из последнего маминого года. Испекла мама на Пасху торт. Утром отрезала всем по куску.
Бабушка ест и говорит: "Ой, че то он у тебя, Ань, совсем не получился. Ты раньше лучше пекла, а сейчас разучилась"
Мама (в шутку): "Ну всё, больше не получишь!"
Бабушка (серьезно обидившись): "Ну и не надо, ну и не буду"
Вечером мама достает торт из холодильника. "Ну что? Будешь?"
Бабушка (примирительно): "Та ладно, давай уже, вроде и ничего торт"
В общем под конец жизни они поменялись местами.
И я, когда выросла и начала жить отдельно, мечтала о том, как заработаю кучу денег и накуплю маме всего того, чего у нее не было. Мечтала сводить ее в "Баскин Роббинс" и угостить шоколадным-шоколадным мороженым (она очень любила шоколадное мороженое). И вообще, мне хотелось отдавать. Отдавать ей, как она отдавала мне.
Когда на свое двадцатиоднолетие я взялась сама испечь медовик по маминому рецепту, я смогла на собственной шкуре оценить масштабы ее любви. Это заняло часа четыре потения на кухне, не говоря о времени, потраченном на закупку продуктов. А она пекла мне торты каждый праздник. Иногда по нескольку разных. Я воспринимала это как нечто само собой разумеющееся.
Я не смогла отдавать ей, как она отдавала мне, потому что она очень рано ушла. Сейчас я учусь отдавать сыну. И мне очень хочется, чтобы он научился радости любви и давания и радости благодарности. Потому что я уверена, что каждое доброе даяние достойно благодарности.
любовь,
личное,
семья,
поток сознания,
мама