Цитата с форума: "церковь, вставшая на путь планирования семьи, умирает". И это таки правда. Те, кто пришел в баптисткие церкви в 90х, сейчас оттуда уходят (вернее уже ушли). А остаются ДВРы. Скоро моя проблема перестанет быть актуальной, потому что ДВР существуют, когда есть неДВР для контраста.
Периодически встречаюсь с недоуменными вопросами: "Почему уходят? Почему покидают церковь?" Во внутицерковном дискурсе вижу только два возможных ответа: "Потому что были не наши (неспасенные, неискренние, склонные к отпадению)" или "Потому что мы их не удержали (не поддержали, не наставили)".
С отвлеченной позиции видится следующее: существует множество факторов, которые нельзя не учитывать.
Фактор возраста и поколения. Пришедшие в церковь пожилые люди чаще остаются там до смерти. Во-первых причина приведшая их в церковь это скорее всего поиск ответа на "последний вопрос": "Что там, за последней чертой? Для чего я вообще прожил жизнь?" Найдя этот ответ они уже больше ничего не ищут, успокаиваются, обрастают церковными социальными связями, обретают комфортную привычку хождения в церковь, насиживают "свое" теплое местечко. То есть сами они никуда уже не пойдут. Во-вторых и выгнать их никто не выгонит. Ибо за сплетни и злословие не выгоняют. А то за что выгоняют им уже давно неинтересно (блуд, курение, алкоголь, короткие юбки, яркий макияж и пирсинг в пупке). Им очень легко быть праведными. Вот поэтому в церкви так много пожилых: комфортно жить и нестрашно умирать.
Дети. Дети обычно приходят с родителями или бабушками дедушками. И вероятность того, что они останутся навсегда напрямую зависит от положения, которое занимают в церкви родители. Скажем так, у внучка бабульки с последней скамейки гораздо меньше шансов, чем у сыночка активной хористки-солистки.
Подростки-молодежь. Их "срок" в церкви зависит от служения и женитьбы/замужества.
Среднее поколение чаще всего приходит в церковь переживая глубокий жизненный кризис. И нет никаких гарантий, что в следующем кризисе они не уйдут.
И еще одно замечание. Служение - церковная деятельность - действует двояко. С одной стороны активные служители больше укоренены в церкви. С другой стороны, если наступает кризис служения (закрылся проект, закончилось финансирование, поссорились...) то служитель скорее уйдет из церкви, чем усядется на лавочку. "Производители" духовной продукции просто не видят смысла в ее "потреблении". Верные прихожане это как раз потребители. Сколько бы не вещали с кафедры о необходимости "делания" большинство верных прихожан находит удовлетворение своих духовных потребностей в "слушании". Именно они и ходят каждое воскресение. Чтобы "послушать" - в этом весь смысл.
Итак молодые часто уходят сами. Уходят, если социум церкви не стал для них главным и единственным. Для ДВР он такой изначально, потому что для них церковь - дело семейное. Остаются и те, для кого церковь становится "делом семейным" - кто удачно выходит замуж/женится внутри социума. Чаще уходят те, для кого церковь - личное дело.
А еще ведь и выгоняют. Не обязательно со скандалом. Просто "вытесняют стандартами" и косыми взглядами на несоблюдение стандартов. Ну не всем нравятся костюмы-двойки и косынки-газики, а приходится носить, потому что "в братстве так принято". Уходят те, кто считает, что это тупо. В своем праве уходят.