Премия Андрея Белого'99: Михаил Гаспаров "Записи и выписки"

Nov 21, 2013 17:52

Мы продолжаем рассказывать о лауреатах нашей любимой премии Андрея Белого, которая заплатила нам миллион чистыми за каждую букву этого обзора.
В этот раз  Алексей polyarinov Поляринов рассказывает о книге-лауреате 1999 года.



Об авторе: Михаил Леонович Гаспаров (1935 - 2005) - филолог, переводчик античной, средневековой поэзии и прозы, историк античной литературы.

О книге: Мы часто ведем дневники, а иногда - цитатники: записываем в них интересные фразы и афоризмы - из повседневной жизни или из любимых книг. Вот и «Записи и выписки» Михаила Гаспарова при первом знакомстве очень похожи на нечто подобное. Здесь в алфавитном порядке, как в строю, стоят заметки, афоризмы, анекдоты, цитаты, двустишия и прочий «священный мусор» литературы.

Но…

Во второй части книга резко меняет направление - цитатник превращается в дневник, и даже - в автобиографию, с включением личного вопросника и интервью (возможно, подставного).

И дальше композиционная аритмия только нарастает - книга словно боится быть собой: цитатник, например, может стать словарем, или собранием неологизмов, а то и вовсе - сборником переводов бельгийских и французских поэтов; причем при внимательном чтении становится ясно - автор и здесь нарушает все возможные каноны: стихотворения дает верлибром и, иногда, выбрасывает из них строки - словно за ненадобностью. Короче, делает все то, чего ни один редактор не позволил бы.

И здесь очень важно помнить кто автор: филолог-классик, один из лучших переводчиков греческих и латинских поэтов - и, в частности, Овидия…

«Метаморфозы» - вот на что похожи «Записи и выписки». С одной лишь разницей: форму здесь меняют не герои, а сам текст; Гаспаров переливает словесную массу из одной формы в другую, как химик, работающий с реактивами. Маскируя свою книгу под личный дневник, он на самом деле преследует совсем другую цель - показать нам, читателям, насколько многогранен, звучен и гибок бывает язык - даже в переводе. Особенно в переводе. И игра с формой здесь - это отнюдь не позерство, не демонстрация мускулатуры («смотрите, как я умею!»), - это, возможно, признание в любви.
В любви к своей профессии. И - к русскому языку."

Цитаты
(поскольку книга - шедевр, цитат будет много):

«Я неверующий», - сказал я. «Но православный неверующий? - забеспокоился старый Ш. И услышав «да», успокоился.

***
Смотреть на вещи свежим взглядом - все равно, что питать сознание сырой пищей.

***
«Вина личности перед обществом за свое существование - это, может быть, и вина души перед телом за то, что мешает ему жить?» - «Жить?» - «Ну, мешает ему умирать, разлагаться».

***
Таким образом этот вопрос совершенно ясен, что говорит о его недостаточной изученности.

***
Ты хочешь читать в его душе слишком мелкий шрифт.

***
Комизм условнее, чем трагизм. Ребенок рождается плачущим, и его еще нужно научить улыбаться.

***
Верлибр - это подстрочник ненаписанных шедевров.

Премии: Премия Андрея Белого, Рецензии, Гостевой пост

Previous post Next post
Up