Гостевой пост: Мариам Петросян "Дом, в котором..."

Aug 27, 2013 11:54

Пока Кролик тут погребен суетой и разбирает предотпускные завалы, отвлечемся и представим вам нашего нового приглашенного рецензента и книгу, которую вы просили (да, мы все помним).

Ну, знакомьтесь!
Настя asya_v_domike два года подряд читала только детскую литературу, из-за чего чуть не впала в детство и отчаяние от того, что для детей пишут очень и очень мало, к тому же из рук вон плохо, но справедливости ради - не так плохо, как для взрослых. «Дом, в котором» - одна из тех книг, которые помогли ей пережить это время и восстановить уверенность в том, что настоящая литература все же придет в Россию, правда, через Ереван.



О чем книга: можно сказать, что она о подростках-инвалидах, живущих в интернате. Можно парировать, что она о Доме, который написан с заглавной буквы, потому что является главным героем книги, не менее живым, с не менее индивидуальным, а порой и просто скверным характером. Другие скажут, что она о жизни странных героев с говорящими кличками Сфинкс, Слепой, Лорд, Шакал. Но и они будут не правы. То есть правы, но при этом так же далеки от истины, как и все остальные.
Кто автор: 40-летняя художница из Еревана, ровно половину своей жизни (40:2=20), да-да, именно 20 лет писавшая одну единственную книгу формата «растащить_на_цитаты».
Премии: как минимум 6 известных премий за дебют, идею и необычность, но на самом деле за смелость, непохожесть и глубину. В том числе и «Русская премия», а также зрительская симпатия (и не только) в «Большой книге».

Итак, дано: тысяча страниц, тоненькая ереванская художница и книга, сюжет которой можно пересказать только приблизительно. И если взять эту теоретическую приблизительную величину, то она будет рассказывать наивному читателю о том, что в некоем городе, находящемся вне пространства и времени, есть некий Дом, в котором... подростки-инвалиды, вышвырнутые обществом на окраину своего мира, создают собственное общество, своеобразное государство внутри Дома, оживляя в нем страшные и мистические черты. Но как бы загадочен он ни был, есть еще более таинственный мир - Лес, куда наделенные сверхспособностью покидать Дом «прыгуны» отправляются в поисках лучших себя.

Но продираясь через верхний слой текста, в какой-то момент мы понимаем, что ничего не понимаем.Логика в тексте достаточно условна, время скачет почище всевозможных прыгунов то в прошлое, то в будущее, пространство трансформируется и перестает быть узнаваемым. И возникает вопрос, что такое ел наш славный автор? Но сам автор, не обращая внимания на наш ропот, упорно идет за своими героями, безбоязненно бросаясь из одной стаи в другую, делая зарисовки и подслушивая разговоры, и тянет за собой ноющего читателя. А ноет он потому, что ни один герой не выглядит живым и не воспринимается как реально существующий человек, Дом невозможно представить как реальный дом, который стоит за забором в одном определенном городе, Лес не похож ни на один ранее виданный читателем лес. И в этом самый крутой авторский замысел: вольно или невольно Мариам заставила каждого читателя работать над книгой, втянула его, сопротивляющегося, в процесс сотворчества, предоставив додумывать детали, прорисовывать образы в собственном воображении и становится соавтором каждой строчки.

После такого уже не скажешь, что книга тебе не понравилась, ты же сам ее написал. И теперь ты стал одним из жителей Дома, поселив в него свое одиночество, свои страхи и тоску. Хотя изначально автор собирался заселить туда только собственных «жильцов», выдворяя их из своей размеренной жизни ереванской домохозяйки, живущей на улице имени своего прадеда. Казалось бы, откуда у такой счастливой женщины взялись такие страшные монстры, трансформировавшиеся в книгу на тысячи страницах.

Читатель с аналитическим складом ума уже, конечно, сопоставил факты. Писать Мариам начала в 90-е годы и 20 лет она писала с огромными перерывами, самый большой из которых составил 7 лет. Писала только тогда, когда ей нужно было уйти, писала для тех, кто ищет Дом, в который… в который можно сбежать, потеряться там, в неправильной, но все-таки иерархии, в сумбурном, но все-таки традиционном укладе. Мир, потерявший опору, стал для поколения Мариам призрачным, трудно воображаемым, далеким и непонятным. И потому главным героем книги становится наша человеческая потерянность, неприкаянность, благодаря которой мы обретаем в этих тенях лучших друзей, изображая их по авторскому эскизу такими, какими мы сможем их полюбить.

И мы их полюбили.

Цитата

Дом требует терпеливого отношения. Тайны. Почтения и благоговения. Он принимает или не принимает, одаряет или грабит, подсовывает сказку или кошмар, убивает, старит, дает крылья... это могущественное и капризное божество, и если оно чего-то не любит, так это когда его пытаются упросить словами. За это приходится платить.


Мариам Петросян "Дом, в котором..." на Озоне

Рецензии, Гостевой пост

Previous post Next post
Up