Павел Крусанов "Укус Ангела". Амфора, 2000 г.

Jul 10, 2013 18:33

Маленькое предисловие. Мы с Кролем на просторах интернета нашли стишок,
идеально подходящий к роману:

В чехарде событий странных:
войны, маги и князья.
Укуси меня, Крусанов,
Очень мало понял я.



Сначала о хорошем.

Отличный женский образ. Именно образ, а не персонаж. Такой пунктир - загадочный и исчезающий. Прекрасные оригинальные вставные новеллы, даже не смотря на крайнюю спорность высказываний. Возможно это самое лучшее что есть в книге. Образность. По крайней мере, картинка перед глазами возникает и держится довольно четко до конца чтения. Сомнительно, но язык. Такой, тяжелый парчовый алый язык, имперский я бы сказала (в лучших моментах).
На этом хорошее заканчивается и начинается вакханалия.


Во-первых, совершенно не очевидно в каком пространстве разворачиваются события - это, без сомнения, Россия, но какая-то совсем другая, с изрядно поползшими границами, общественным строем, государственным устройством и вобщем-то, менталитетом.
В писательстве (по емкому определению Набокова) есть два пути - или ты создаешь свой мир - с иными законами, языком и персонажами, или честно описываешь тот, в котором живешь. Крусанов разрывается между умными и красивыми. В итоге не ясно ни черта - какой год на дворе? Герои, допустим, изъясняются на манер интеллигенции начала века, явно не пользуются сотовыми и прочим, имеют свои имения и участвуют в войнах. При этом компьютеры, личные вертолеты и прочие блага цивилизации. Сказать, что это раздражает - ничего не сказать.
Во-вторых, финал. Такое ощущение, что под конец господину Крусанову страшно надоело сочинять и выдумывать и он особо не заморачиваясь, бросил где придется. И это не выглядит эффектно. В конце-концов вы не для этого пробирались через эту толщу текста, чтобы вас так вот кинули.
У меня есть подозрение, что роман может понравится любителям фэнтези (может все дело в том, что я к ним не отношусь?)). Будущее (будущее ли?) которое рисует автор - какой-то возведенный в куб абсурд. Но ожидаемого эффекта это все нагромождение слов, образов и "пророчеств" не производит.
Одна цитата автора дающее полное представление о его творческом методе.
"Писатель ничем не отличается от человека, который делает из спичек кораблики, например… Это прикладное занятие, и смотреть на слово писателя как на прогноз или руководство к действию совершенно нелепо. Всё это - игра и организация досуга, ничуть не более того…"
Оно и видно.

Можно хвалить какие-то отдельные удачные элементы романа, название, например, кое-каких героев, классные метафоры. Я бы даже сказала, что роман просто-таки полон эффектных мелочей, такая, знаете, коробка с "сокровищами". Но как единое целое - книга не состоялась. И дело не столько в том, что продираться через нее трудно, сколько в том, что труд этот в итоге не приводит ни к чему. Увы.

ЦИТАТА:

Однажды, когда в городской управе Серпухова Надежда Мира предавалась ночным размышлениям о странностях любви, дающей в сердцах людей и гибельные, и живительные всходы, ее по телефону вызвал Кремль.
- Что тебе нужно? - спросил министр войны, и голос в трубке заставил трепетать иссохшую душу Матери.
- Я люблю тебя, - сказала Надежда Мира, внимая коварному предательству ночи, выворачивающему человека слезами наружу.
- Мне казалось, что, проникнув во все твои гроты, закутки и лазы, я узнал тебя, - хрустел фундуком министр войны. - Hо я тебя не знаю. Что тебе нужно?
- Я люблю тебя, - повторила Надежда Мира, - и пусть любви моей ужасаются небеса и глина, из которой слеплены люди.

Рецензии

Previous post Next post
Up