Всем привет!
Сегодня я расскажу вам о книге, которую читала долго и медленно, но не потому, что она неинтересная, а потому, что она достаточно объемная, написанная плотным текстом и насыщенная самыми разными историями и фактами. Одни главы я читала долго и вдумчиво, перечитывала фрагменты, размышляла, другие же быстро проглатывала. В общем, чтение получилось интересное, но неторопливое.
"Улыбка Катерины. История матери Леонардо", Карло Вечче
Книга профессора Карло Вечче это не обычный роман, а т.н. документальный fiction (сочетание документального и художественного жанров). Это удивительная история, во многом основанная на исторических документах. И, несмотря на то, что это лишь одна из существующих гипотез о том, кем же в действительности являлась мать Леонардо да Винчи, выглядит она очень убедительно.
О матери гения известно очень мало: звали ее Катерина, она была женой Аккатабриги ди Пьеро дель Вака из Винчи. Сына Леонардо она родила от нотариуса, сера Пьеро ди сер Гвидо да Винчи еще до своего замужества. То есть Леонардо - незаконнорожденный ребенок. Но рождение его не было тайным. Он был крещен и воспитывался матерью примерно до десяти лет, после чего за его воспитание и образование стал отвечать отец. Вот, собственно, и все, что точно известно. Все остальное - гипотезы и предположения. И на одной из них построен сюжет этой замечательной книги.
Вся книга разделена на 13 больших глав, в каждой из которых идет повествование от имени того, по имени кого она названа:
1. Яков
2. Иосафат
3. Термо
<…>
12. Леонардо
В последней главе под названием «Я» Карло Вечче рассказывает о том, как он начал свое исследование, каким путем шел, как обнаружил важный документ, на основании которого и выстроил свою гипотезу. Но даже эта глава читается не как сухая справка, а как художественное послесловие автора.
Нужно отметить, что книга несмотря на то, что ее относят к документальному fiction, читается как настоящий исторический роман. Ведь это не обычная биография о какой-то известной исторической личности. Это скрупулезная художественная реконструкция жизни женщины, благодаря которой на свет появился один из самых известных и великих гениев, когда-либо живших на земле. Более всего это похоже на восстановление облика исторических личностей по черепу и прижизненным изображениям. Вряд ли кто-то может стопроцентно поклясться, что знаменитая Клеопатра или Иван Грозный выглядели именно так, как они выглядят на этих портретах. Но и опровергнуть это невозможно. В любом случае, такие вещи очень интересны.
Но вернемся к нашей Катерине. Книгу стоит читать хотя бы потому, что вы сможете прикоснуться к истории удивительной женщины, проследить за ее жизнью от самого детства до последних дней. Жизнь эта была полна испытаний, горестей и тяжелых моментов. Но было в ней и много любви. Автор смог изобразить Катерину, неграмотную, необразованную, полудикую по меркам цивилизованного мира, существом чистым, полным света, добра и любви, к которому не липла никакая грязь. Словно над ней ангел-хранитель раскрыл свои крылья и никогда их не складывал, оберегал. Словно она сама была ангелом, улыбку которого всю жизнь пытался ухватить и выразить на своих полотнах ее великий сын.
Наша героиня - черкешенка, дочь черкесского князя, рожденная вольной, но ставшая рабыней. Катерина - имя, которым часто нарекали рабынь в том мире итальянских городов-государств эпохи Возрождения, в который она попала. Нужно сказать, что в некоторых вопросах, особенно касающихся истории, я бываю необыкновенно дремуча. Конечно, об основных вехах и событиях я имею общее, а где-то и более подробное представление, но очень многое для меня порой становится открытием. Вот и то, что в Венеции, Флоренции и иных городах, которым спустя несколько столетий суждено будет стать единым государством под названием Италия, существовало рабство (???!!!), стало для меня таким открытием, и открытием очень неприятным.
Мои чувства отлично передает цитата из книги:
Ведь это происходило в самом сердце высокого Возрождения, питаемого иллюзией о возвращении процветающей античной цивилизации со всеми ее ценностями и идеалами добродетели, гуманизма и всеобщего братства, и одновременно о появлении чего-то совершенно нового, в Античности невиданного и даже немыслимого: мира, пределы которого постоянно расширяются, где искусство и техника способны конкурировать с самой природой и преодолевать ее, где свободно циркулируют товары и деньги, порождая богатство, благосостояние и уверенность в неизбежности прогресса, неподдельного и безграничного. Поднимают паруса каравеллы и галеоны, расправляет над миром крылья эпоха Возрождения, но в тени этих крыльев начинается кровавое завоевание неведомых доселе континентов; развитие глобальной экономики, основанной на рабстве...
И как бы там хорошо не относились к своим рабам их хозяева, они все равно оставались рабами. Рабство есть рабство, как его ни назови. И это одно из самых отвратительных явлений человеческой истории и развития нашего общества, которое, к сожалению, существует до сих пор, и которое, безусловно, автор осуждает.
Кто дал право одним людям обращаться с другими, как с вещью? Уму непостижимо! Но как бы нас это не возмущало, не нужно читать Карло Вечче (хотя, конечно же, нужно😊)), чтобы понять, что это отвратительное явление никуда не исчезло и в наши дни. Карло Вечче протягивает незримую нить сквозь время и пространство и говорит о многих других Катеринах, живущих и в наши дни. Сколько покалеченных женских судеб было в истории из-за того, что кто-то считает себя в праве взять, схватить, угнать, заковать, унижать?.. Миллионы!
Мне понравилось, что автор не делает акцент на страшной и тяжелой стороне рабства, хотя совсем без этого обойтись невозможно, рассказывая историю женщины, много лет бывшей рабыней, а показывает читателям разные стороны этого явления: факты, бытовые моменты, юридические тонкости.
Когда я читала историю, рассказанную от лица Джиневры, одной из хозяев Катерины, той самой, что в итоге дала девушке свободу, кажется, что Джиневра искренне ее любит. Она к ней добра, она о ней заботится. Но уже в другой главе становится понятно, что Катерина для нее если не вещь, то что-то вроде любимой собаки или породистой кобылы. Ведь если действительно любишь человека, то не будешь ни минуты им владеть. А будешь видеть в нем равное тебе, свободное существо. А этим там и не пахнет..
Но судить этих людей с позиции нашего времени и нашего мироустройства, моральных принципов и законов было бы неправильно.
Ведь они были рождены и воспитаны в совершенно иной парадигме, где рабство считалось чем-то само собой разумеющимся. Хотя и тогда были люди, которые считали, что так быть не должно. Во всяком случае автор дает нам это понять (а скорее, верить в это) через мысли и чувства героя по имени Донато, очень интересной личности, сыгравшей большую роль в жизни главной героини.
Заканчивая тему рабства, хочется сказать еще одно. Большинство героев, с которыми жизнь столкнула Катерину, это обычные люди, а не какие-то негодяи или чудовища. Но никому из них не пришло в голову просто взять и дать ей свободу. Видимо, нам сейчас действительно уже очень сложно понять тех людей. Особенно дико мне было читать о том, что после того, как Катерина стала, наконец свободной, Пьеро, отец Леонардо, который сильно ее любил, тут же выдает ее замуж за другого и женится сам. Почему нельзя было жениться на Катерине? О, да, понятно, что это наивно и смешно! Ведь Катерина - рабыня, никто и ничто в том мире. А кто ее сделал рабыней? Этот мир и сделал. И плевать всем было, кем она была в действительности - крестьянкой, нищенкой, княгиней, да хоть инопланетянкой! Для них она так и осталась «бывшей рабыней», хоть и прекрасной телом и душой. И этого мне никогда не понять. Разумом я понимаю. Но душой принять это не могу.
Оставив важную тему, так меня зацепившую, скажу еще вот что. Читая эту книгу, я очень многое узнала об эпохе Возрождения в плане мелких деталей, мироустройства, быта людей, их занятий, ремесел и профессий. Все это естественно вплетено в канву повествования, поэтому читается с большим интересом.
Одна из самых моих любимых цитат в книге, на мой взгляд, очень красивая, как раз связана с описанием ремесла золотобитов:
По соседству с мастерскими ювелиров обосновались золотобиты, мастера особого толка, точными ударами тяжелых молотов перековывавшие слитки во все более тонкую фольгу, которая в конечном итоге превращалась в тончайшие листочки сусального золота, такие легкие, что в комнате приходится заделывать все щели, чтобы их не унесло ветром. Подмастерья, выбранные за острый глаз и твердость руки, разрезали эти листочки ножницами на идеальные квадраты. Оглушенный и завороженный стуком молотов и молоточков, я во все глаза глядел на золотобитов: чтобы не сломать и не порвать тонкую фольгу, они каждое свое движение наполняли не силой или мощью, а чуткостью, почти нежностью, словно мановение рук Создателя, вселяющего душу в бесформенную материю. И сусальное золото в самом деле казалось живым, готовым дрожать и трепетать от любого дуновения, как шелковистая кожа женской шейки за миг до поцелуя.
Линия Катерины, являющаяся центральным стержнем, связывает в единое целое множество историй других героев, мужчин и женщин, с которыми главная героиня сталкивается волею судеб. О каждом из них можно написать отдельный роман: о великом воине Якове, отце Катерины, о венецианце Иосафате, после долгого путешествия оказавшего в самом отдаленном краю венецианской империи, о рыжеволосом здоровяке Термо, сироте, ставшем со временем отличным моряком, о болезненном и слабовольном Якомо, которого властный старший брат отправил из Венеции в Константинополь надзирать за семейными делами и торговлей, о красавице Марье родом из крохотной русской деревушки, чья судьба оказалась более горькой, чем судьба Катерины…
Особенно мне понравилась история Антонио, деда Леонардо да Винчи. У него было две жизни. Одна - полная приключений вдали от родного городка Винчи, в которой была романтическая и трагическая любовь. Вторая - тихая, мирная семейная жизнь с обычными заботами в родном Винчи, на фоне которой бурная молодость стала казаться лишь далеким сном и чем-то нереальным. Вот из этой истории мог бы получиться отдельный великолепный приключенческий роман!
Все истории плавно сменяют одна другую. Одних героев мы еще раз встретим в последующих главах, другие же навсегда остаются на страницах своей собственной истории. Но главная героиня - Катерина - проходит по страницам всех рассказов своим собственным путем, неизменно сохраняя человеческое достоинство и тот самый духовный свет, который проступает в ликах Мадонн и ангелов, смотрящих на нас с полотен Леонардо да Винчи. И по всем этим ликам неуловимо скользит мягкая, нежная и загадочная улыбка. Улыбка Катерины.
После прочтения этой книги мне захотелось глубже окунуться в эпоху Возрождения и прочитать, наконец-то, книги о Леонардо да Винчи, которые давно куплены и дожидаются своего часа. Начала с романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги Леонардо да Винчи». Сейчас дослушиваю его.
И на этом у меня все!
Всем хороших книг и отличного настроения!
С вами была Ваша Джульетта