Русская водка: как Джеймс Бонд, ЛГБТ-протесты и ностальгия по СССР меняли ее образ

Mar 03, 2021 16:37


В издательстве Individuum вышла книга «Новейшая история России в 14 бутылках водки» Дениса Пузырева - журналиста «Открытых медиа», который прежде возглавлял отдел расследований РБК. Делимся короткими и впечатляющими историями из книги - про то, что связывает русскую водку с Джеймсом Бондом, ЛГБТ-активизмом, ностальгией по СССР и декоративными рыбками.



Иллюстрация с обложки книги «Новейшая история России в 14 бутылках водки. Как в главном русском напитке замешаны бизнес, коррупция и криминал». Дизайнер Иван Величко







Журналистское расследование о важной части культурного кода России. Денис Пузырёв «Новейшая история России в 14 бутылках водки. Как в главном русском напитке замешаны бизнес, коррупция и криминал»

Как водка Smirnoff добралась до Джеймса Бонда

У водки «Смирновская» был отличный маркетинг еще в те времена, когда в России не знали такого слова. Ее создал в 1864 году купец Петр Смирнов. Он «рассылал по кабакам специально обученных людей, которые громко заказывали „смирновскую водку“, а затем всячески ее расхваливали». После революции один из его сыновей, сбежав за границу, вернулся к выпуску семейного напитка - и придумал писать его название как Smirnoff. А потом продал права на выпуск американскому бизнесмену. В США водка успеха не имела, пока один бармен не смешал ее с имбирным пивом - еще одним аутсайдером. Так попытка избавиться от неликвидного товара родила коктейль «Московский мул». Потом появились «Отвертка» и «Кровавая Мэри».

«В 1964-м водка производит контрольный выстрел в голову потребителя: Шон Коннери в образе Джеймса Бонда в фильме „Голдфингер“ произносит легендарную фразу: „Водку и мартини, смешать, но не взбалтывать“. Водкой для агента 007, естественно, была Smirnoff. Никому не интересный „белый виски из России“ становится самым продаваемым крепким алкоголем на крупнейшем рынке - в США, продажи Smirnoff измеряются десятками миллионов коробок».





Шон Коннери в роли Джеймса Бонда (1965). Источник: reddit.com

ЛГБТ против «Столичной»

Водка «Столичная» в 2013 году пострадала из-за политики российских властей. И дело не в экономических санкциях. Когда Госдума приняла закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», американский публицист Дэн Сэвидж призвал выражать поддержку российскому ЛГБТ-сообществу, заказывая и выливая знаменитую в Америке русскую водку - Stolichnaya, или Stoli. Правда, разливают эту водку в Латвии, а права на бренд принадлежат человеку, который бежал из России еще в 2002 году, - Юрию Шефлеру.

«Уже через пару дней после начала бойкота официальный сайт водки Stoli окрасился в радужные цвета ЛГБТ-сообщества. Компания учредила должность официального гей-бренд-амбассадора, пожертвовала 300 тысяч долларов Центру помощи геям и лесбиянкам Лос-Анджелеса, а в барах Нью-Йорка начали наливать бесплатную водку Stoli всем гей-молодоженам».

Куда делся Владимир Довгань

Владимир Довгань сначала обучал людей карате, а потом создал водку имени себя. Якобы его подтолкнул к этому сон, где «его портрет был изображен на бутылке с прозрачной жидкостью, а под ним была надпись „водка“» - он счел это знаком судьбы. В раскрутке бренда была задействована программа «Что? Где? Когда?». А еще Довгань придумал проводить «стимулирующие акции». На каждой бутылке был индивидуальный номер, который участвовал в лотерее, и можно было выиграть «Жигули» или поездку в Париж. Со временем оказалось, что у Довганя лучше получается быть человеком-брендом, чем руководителем компании. В общем, все закончилось крахом.

«Теперь Владимир Довгань - мотивационный спикер и бизнес-тренер. Он ведет семинары, рассказывая за деньги, как стать богатым, успешным и жить в гармонии с собой. Называет водку злом. А чтобы его фамилия не вызывала ассоциаций с этим ненавистным напитком, он ее поменял. Теперь его официально зовут Владимир Счастливый».

Выйти замуж за водочника

«Я очень устала от ежедневных лобстеров, омаров, моллюсков и мидий. Каждый день - шампанское, потом королевские креветки… У меня ощущение, что я скоро буду светиться в темноте от фосфора» - так жаловалась одна гостья вечеринок водочного магната Рустама Тарико.

Собственный самолет, «Майбах», ошейник для собаки Louis Vuitton и кольцо «с изумрудом в семь карат в обрамлении бриллиантов» - это все про будни бизнесменов, связанных с водочным бизнесом. Перестрелки и нападения людей с бейсбольными битами - тоже про них. В Северной Осетии, где в 1990-е «в нелегальный водочный бизнес оказалась втянута буквально вся республика от мала до велика», а девушки мечтали «выйти замуж за водочника», даже выбираться из дома вечером было опасно. В семьях, хоть немного связанных с этим бизнесом, регулярно кого-то похищали и требовали выкупа. И обманывали в «водочных делах» друг друга часто и по-крупному. Одна из героинь книги, решив отойти от алкобизнеса, передала шесть компаний своей подруге через договор дарения, а взамен получила расписку на 30 миллионов. Но вместо денег это обернулось для нее уголовным делом и СИЗО - якобы расписка была поддельной.

«За время ее отсутствия ее дом с оранжереями превратили в сквот, а декоративных рыб в пруду, разведением которых занимался специально приглашенный ученый-ихтиопатолог, похоже, попросту съели».

О Путине, журавлях и «Главспирттресте» читайте в продолжении материала на Bookmate Journal






Наше новое медиа Bookmate Review - раз в неделю, только в вашей почте

россия, книги, литература, история

Previous post Next post
Up