В Bookmate Originals вышла статья «
Превращение Джоан Роулинг» журналистки New York Magazine Молли Фишер с разбором того, как создательница вселенной о Гарри Поттере превратилась из всемирно любимой писательницы в символ агрессивной нетерпимости. Вот самое главное, что мы узнали из расследования Фишер.
Джоан Роулинг / thetimes.co.uk
Писательница любит роскошь, владела одной яхтой вместе с Джонни Деппом и судилась с ассистенткой из-за лишних трат на косметику
Первая книга о приключениях Гарри Поттера была закончена в 1995 году в скромной квартире в портовом районе Эдинбурга. Седьмую, последнюю книгу поттерианы
Джоан Роулинг писала уже в пятизвездочном эдинбургском отеле Balmoral. Поставив финальную точку в романе, она написала на мраморном бюсте в своем номере: «11 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА В ЭТОМ НОМЕРЕ (652) ДЖ. К. РОУЛИНГ ЗАКОНЧИЛА “ГАРРИ ПОТТЕРА И ДАРЫ СМЕРТИ”».
В том же эдинбургском отеле Роулинг дала интервью для последнего сезона ток-шоу
Опры Уинфри, которой до этого момента отказывала. Женщинам подали чай, за ними простирался 120-метровый номер, под подошвами надетых Роулинг бежевых туфель Louboutin расстилался красный ковер.
«Вы уже свыклись с мыслью, что всегда будете богаты?» - спросила телеведущая.
«Еще нет, - ответила Роулинг. - А вы?»
Джоан Роулинг и Опра Уинфри / oprah.com
Книги Роулинг продавались сотнями миллионов экземпляров, а снятые по ним фильмы принесли ей миллиарды долларов. Так писательница вошла в список миллиардеров журнала «Форбс», но вышла из него в 2012 году, когда потратила много денег на благотворительность. При этом ее образ жизни нельзя было назвать аскетичным - в разное время она владела одной яхтой с Джонни Деппом, которого позже изгнали из франшизы «Фантастические твари». Это одна из причин, почему она публично поддержала актера, когда его обвинили в домашнем насилии.
В 2019 году она подала в суд на свою бывшую личную помощницу Аманду Дональдсон, потратившую с 2014 по 2017 годы 18743 фунта с кредитной карты писательницы на люксовую британскую косметику. «Траты на гигиенические средства Molton Brown в объеме 3629 фунтов были совершенно неоправданными», - свидетельствовала Роулинг, согласно судебным протоколам. Она «никогда не просила [Дональдсон] их покупать». Они ей «не нравятся». Она находит из «чересчур душистыми». Траты Дональдсон создают картину жизни писательницы, которая, по словам самой Роулинг, совершенно неправдоподобна.
В 2005 году Роулинг жила посреди живописного парка в увитом плющом викторианском особняке, который, как и Эдинбургский замок, своим видом напоминал крепость. Вопреки воле соседей они со вторым мужем стали обзаводиться все более жесткими охранными системами: сначала 2,5-метровым забором, а затем камерами видеонаблюдения. После переезда новый дом Роулинг скрылся за быстрорастущей живой изгородью высотой в девять метров.
У Роулинг плохие отношения с отцом, ее первый брак стал катастрофой, а «Философский камень» она писала в состоянии депрессии
До того, как издательство Scholastic заплатило ей неслыханные $105 тыс. за права на американское издание первого романа, Роулинг была матерью-одиночкой на пособии и бесконечно растягивала чашку кофе, чтобы писать в кафе.
В том же интервью Опре Уинфри она признается, что не общается с отцом: «У нас, с моей точки зрения, уже очень давно плохие отношения». Во время первого, неудачного замужества она, по собственному признанию, «следовала образцу» семьи, в которой она выросла.
Роулинг окончила университет и задумывалась о карьере учителя. Когда ей было двадцать пять, ее мать умерла от осложнений рассеянного склероза. Горюющая Джоан уехала в Португалию и устроилась учителем английского языка. Вышла замуж за местного журналиста, но брак оказался «катастрофой». В день, когда она подала на развод, бывший муж избил ее. Спустя год после свадьбы Роулинг с маленькой дочерью переехала обратно в Эдинбург, поближе к сестре и поселилась в квартире в портовом районе Лите. В это время у нее диагностировали депрессию и тогда же была написана первая книга о мальчике-волшебнике, живущем в чулане.
«Я публичный человек уже больше двадцати лет - и ни разу не говорила о своем опыте жертвы домашнего и сексуального насилия», - написала Роулинг в эссе о вопросах гендера в 2020-м. Она сохраняла молчание не из-за стыда, а потому что к этому опыту трудно возвращаться. «Моя дерганность - предмет постоянных шуток в семье, - продолжала Роулинг. - Я надеюсь, что у моих дочерей никогда не будет такого же как у меня повода ненавидеть внезапные громкие звуки или бесшумное появление человека за моей спиной».
Роулинг ревностно оберегает вселенную Поттера: только она имеет право на комментарии к книгам, а трактовки поклонников поттерианы воспринимает в штыки
Окончание работы над Гарри Поттером сопровождалось похоронным трауром. Мир Гарри стал для нее надежным убежищем, и ей не хотелось с ним расставаться. В последней книге есть эпилог, в котором рассказывается о будущем героев, их браках и детях. Роулинг пыталась вписать туда еще больше персонажей и подробностей, но издатель мягко отговорил ее. Вскоре после выхода последней книги Роулинг ясно дала понять, что еще не выговорилась. Выступая в Карнеги-холле, она заявила, что хоть это ни разу и не всплывало в книгах, но директор Хогвартса Альбус Дамблдор - гей.
В 2016 году вышла пьеса в двух частях «Гарри Поттер и Проклятое дитя», которую Роулинг написала в соавторстве с режиссером Джоном Тиффани и сценаристом Джеком Торном. Перед премьерой в лондонском Вест-Энде все трое дали интервью Уиллу Гомпертцу на BBC.
Спектакль «Гарри Поттер и Проклятое дитя» в театре в Сан-Франциско / Matthew Murphy, mercurynews.com
«Нет ли у вас ощущения, - спросил Гомпертц у Роулинг, - что Гарри Поттер вам больше не принадлежит, что он теперь - достояние читателей? В философском, а не в литературном смысле».
«Я бы не стала заходить так далеко, Уилл», - сказала она. И хотя на ее лице не было и тени улыбки, сидящие рядом соавторы рассмеялись. «Я смертельно серьезна, - продолжила Роулинг. - Это значило бы отказаться от того, чем этот мир был для меня. Семнадцать лет он принадлежал мне. И первые семь - только мне, ни одна живая душа ничего о нем не знала. Я не могу оторвать его от личного опыта, который лежит в основании этих историй, и сказать: „Я выбрасываю все это“. Именно так я бы это ощущала».
У Роулинг
непростые отношения с фан-клубами и отдельными фанатами. Библиотекарь из Мичигана по имени Стивен Вандер Арк был преданным поклонником неутомимых описаний вселенной Роулинг. Он сделал сайт The Harry Potter Lexicon и даже удостоился похвалы писательницы. Детали вселенной Гарри Поттера были описаны им с такой дотошностью, что Роулинг, по ее собственным словам, пользовалась сайтом для справок во время работы. Вскоре после окончания поттерианы Вандер Арк связался с местным издателем, чтобы превратить сайт в печатную книгу, но признательность писательницы тут же растаяла. Подавая на издательство в суд о нарушении авторских прав, Роулинг заявила: «Я считаю, что эта книга представляет собой кражу моего семнадцатилетнего труда».
Представляя издательство в суде, сотрудник юридического факультета Стэнфордского университета объяснял, что указатели и путеводители к книгам существуют уже «сотни лет». Нил Блэр, агент Роулинг, на это заметил, что желающие выпускать такие путеводители, как правило, сначала связывались с представителями Роулинг. Судья решил дело в пользу писательницы и присудил ей 6750 долларов. Вандер Арк расплакался, когда давал показания. По завершении процесса он сказал, что все равно навсегда останется поклонником поттерианы.
О любимой соцсети Роулинг читайте в продолжении статьи на Bookmate Journal. Список книг писательницы и перевод статьи New York Magazine - в конце материала
Наше новое медиа Bookmate Review - раз в неделю, только в вашей почте