Новый герой нашей кампании #сидичитай- педиатр и автор книги «Федиатрия» Федор Катасонов. Он объяснил, почему отказался от планового приема пациентов, предложил свой способ борьбы с паникой и рассказал, какой классический русский роман полюбил с возрастом.
Полка с важными для Федора книгами - от «Теллурии» Владимира Сорокина до «Записок примата» Роберта Сапольски - уже на главной странице Букмейта.
Помимо прочего, Федор Катасонов - автор популярного телеграм-канал о здоровье «Федиатрия»
- Находитесь ли вы на карантине? Изменился ли ваш распорядок дня?
- Карантин - это для контактных и подозрительных. Я в самоизоляции, но окончательно вышел на нее только что. До этого, помимо прогулок с собакой, ездил на своей машине на работу. У меня большая часть пациентов - плановые, и я решил отказаться от приема, чтобы простимулировать их не выходить в такое время из дома. Сейчас критически важное время, когда надо изолироваться по максимуму. Свой распорядок дня менять не собираюсь: у меня есть домашняя работа, я не на каникулах. Разве что на час дольше сплю утром.
- Чего вам сейчас больше всего не хватает? От чего пришлось отказаться?
- Больше всего мне не хватает возможности обнимать друзей. И дети у меня далеко за городом, скучаю и по ним.
- Как пандемия повлияла на вашу работу и как вы справляетесь с текущей нагрузкой?
- Прием, естественно, сократился - у меня ответственные пациенты, которые тоже самоизолируются. Однако появилось много страхов и тревог, поэтому сообщения от пациентов льются рекой. Нагрузка, которую я сейчас испытываю, меньше связана с работой и больше - с окружающей паникой. Беспрецедентное, интересное время, и люди не очень умеют совладать с новыми вызовами.
- Как не поддаваться панике в сложившейся ситуации?
- Думаю, в какой-то отдельный момент за последнее время паника возникла у каждого. Некоторые не выдерживают, у других есть рабочие механизмы, помогающие с ней бороться. Я вижу много постов в соцсетях, потому что людям трудно держать это в себе. Некоторые написаны для упорядочивания собственных мыслей, некоторые - просто выплеск эмоций; много агрессии и злости. Но это помогает. Лично я, однако, предпочитаю в критических ситуациях, которые случаются редко, справляться психотерапией и разговором с женой. Но еще эффективнее мне видится профилактика.
Поскольку главной причиной паники служит не коронавирус, а информационная бомбардировка мозга, лучшим средством я считаю отключение от инфоканалов. Некоторым кажется, что это дичь, но их родителям, например, может казаться, что дичь - это жизнь без телевизора. Все относительно, и без соцсетей и новостных каналов вполне можно жить.
Мне очень помогает мой личный мораторий на посты, комментарии и дискуссии в фейсбуке. Я воспринимаю пандемию как время обратить внимание на реальный мир: семью, дом, собаку, а в качестве основного инфоканала выбираю книги.
Федор Катасонов. Фото из личного архива
- Что вы любили читать в детстве?
- Я обожал детские энциклопедии, книги о животном мире, «
Властелина колец» и
прозу Хармса. Я прочитал подряд все до одной комедии
Шекспира, а потом все рассказы о
Шерлоке Холмсе. Я все так читал: прямо по библиографии. Любил любимое всеми: и «
Мастера и Маргариту», и «
Понедельник начинается в субботу», и
скандинавские сказки.
- Какую книгу полюбили с возрастом?
- Если говорить о тех, которые не зашли с первого раза, то это многое из школьной программы, что я полюбил, лишь перечитывая при подготовке в институт. Скажем, «
Мертвые души».
- Какую книгу вы считаете переоцененной?
- Я считаю очень переоцененным творчество Бродского. Того, который поэт; архитектор мне нравится. Ну и религиозные тексты, хотя и крутые местами, в целом сильно переоценены.
- Как вы читаете? Есть ли у вас связанные с чтением ритуалы?
- Я читаю только бумажные книги (прости, Букмейт). Иногда читаю с экрана, если присылают книги на рецензию до печати, но и те нередко распечатываю. Читать люблю лежа, в том числе в ванне, но иногда читаю сидя.
Однажды попробовал читать за рулем велосипеда, но это плохо кончилось, так что с тех пор предпочитаю для чтения более классические позы.
Ручкой в книжках не рисую, страницы не заминаю, едой не заляпываю. Сказывается привитый культ.
- Есть ли писатель, которому вы мечтали бы позвонить?
- Я терпеть не могу разговаривать по телефону. Но если речь о самоизоляции, то я бы не отказался от видеочата с
Хантером С. Томпсоном. А, из живых? Ну тогда мне было бы интересно поболтать с
Сапольски или
Млодиновым. А если брать наших, то наибольшее удовольствие я получил бы от разговора с Олегом Нестеровым. Читали «Небесный Стокгольм»? Отличная книжка!
#сидичитай - кампания, в ходе которой известные писатели, актеры, художники, врачи и многие другие рассказывают, как они живут во время карантина, и рекомендуют свои любимые книги читателям Букмейта.