Прочитали книгу «
Русская кухня: от мифа к науке» историков Ольги и Павла Сюткиных (издательство «
Новое литературное обозрение») и выбрали оттуда любопытные факты про всем известные продукты - от помидоров до кефира. Заодно рекомендуем, что еще почитать о еде и напитках.
Квас придумали из-за недостатка чистой воды
Квасные напитки - древнее наследие человечества. Что-то, напоминающее квас, готовили еще в Древнем Египте. В V веке до нашей эры
Геродот рассказывал о питье под названием «зифос»: для его получения замачивали хлебные корки, и в результате брожения получался напиток, очень похожий на квас. Квас, вероятно, готовили повсюду, однако благодаря природным условиям и сырью он прижился именно на Руси. В других странах напитки подобного рода либо забылись, либо превратились в пиво, и квас стал считаться истинно русским изобретением.
Многие страны имеют свои национальные слабоалкогольные напитки. В Германии это пиво, в Северной Франции - яблочный сидр. В Греции и Древнем Риме разбавленное вино давали даже детям. Почему такие напитки возникали? Причина проста: недостаток чистой питьевой воды. Чем гуще страна населена, тем острее был этот вопрос. Некачественная питьевая вода вызывала эпидемии и массовые желудочные заболевания. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения.
Иллюстрация: Саша Пожиток, Букмейт
Салат оливье сначала назывался майонезом
Изобретенный в 1860-х годах кулинаром Люсьеном Оливье (партнером в московском ресторане «Эрмитаж») салат первоначально назывался «Майонез из дичи» - он пришелся по вкусу московским гурманам. По легенде, сначала мелко порубленные овощи и птица лежали на тарелке отдельно от соуса (на основе майонеза). Увидев, что все посетители, получив на стол тарелку, тут же все перемешивают на ней, Оливье сдался. «Если хотят кашу, пусть ее и едят», - якобы сказал он, приказав замешивать майонез со всеми ингредиентами.
Почему в России любят суп: 4 причины
Россия - одна из стран, где супы давно стали основой национальной кухни. Но откуда же эта русская привязанность к похлебке?
Во-первых, на большей части территории страны достаточно холодный климат. В этом отношении горячая жирная похлебка как нельзя кстати.
Другое обстоятельство было следствием отличия нашей диеты от европейской. Сыр, вино, морская рыба, фрукты - основа средиземноморского стола. У нас овощи и фрукты, конечно, тоже есть. Но порой для готовности их надо основательно проварить.
Приготовление супа соответствовало актуальным технологиям сохранения пищи. Например, рыба: ее можно заморозить, но уже ближе к зиме. Поэтому в основном ее сушили и вялили. Однако питаться всю зиму сушеной рыбой не самое большое удовольствие. Поэтому она отправляется в суп, где разваривается и делается мягкой.
И наконец, еще одна причина популярности супов у нас - обилие сухой пищи. Даже в начале XX века рабочий в городе потреблял до килограмма хлеба в день. Понятно, что его нужно было как-то размачивать. Большую роль в питании наших соотечественников играли каши, сухари. Может быть, поэтому еще 100-150 лет назад в крестьянских и рабочих семьях существовала привычка есть суп не только на обед, но и на ужин, а порой и на завтрак.
Помидоры - это «яблоки любви»
В 1859 году корреспондент газеты «Русское слово» побывал во Франции. Там он был немало удивлен свободными французскими нравами, о которых сообщал из Марселя: «Здесь устроены морские купальни для мужчин и для дам рядом, почти без различия; обыкновенным спектаклем с четырех и до семи часов вечера, когда заходит солнце, служит купанье дам в их темных блузах. Береговой скат занимает место амфитеатра: зрители на нем садятся и преспокойно закуривают сигары. Дамы также нисколько не стесняются».
В ресторане его тоже ждал новый опыт:
Вчера подали мне что-то красное, плавающее в оливковом масле. „Что это такое?“ - спросил я. - «Томат, monsieur, яблоко любви». Яблоко любви очень понравилось мне по самому названию и также по своему кисленькому вкусу
Именно так - pomme d’amour, «яблоко любви» - с конца XVIII века и назывался в России помидор. Он использовался в качестве лекарственного растения, его цветами украшали бальные платья. Но в качестве еды, как видите, он совершенно не был знаком столичной публике даже в середине XIX века.
А также - история пряников и за что Толстой не любил кефир
Иллюстрация: Саша Пожиток, Букмейт