КОРОТКО: "...мифы... не были историями для взрослых или детей. Они были лучше. Лучше, и всё".
Мне показалось, что новая книга Геймана - глубже его предыдущих.
ДЛИННО: Поначалу возникает недоверие, - слишком уж книга маленькая, чтобы оказаться чем-то хорошим. Но когда с космической скоростью проносишься вперёд по тексту, сомнения вмиг пропадают, а сюжет закручивает нас в воронку своего смерча. Тут же сгущаются тучи, начинают сверкать молнии, скрипят на сквозняке незапертые двери, а затем мир вокруг пропадает и остаётся только история, которую рассказывает сторителлер Гейман.
Сказочник, он сочиняет истории про своё воображаемое детство, походя сокрушаясь «жаль, я вовремя не вспомнил старую теплицу из сада, чтобы вставить её в книгу». Сочиняет и тут же рассказывает своим детям перед сном, зачитывает жене. И у него получается книга про самое настоящее детство, в котором любое озерцо представляется океаном, а хрупкая в общем-то соседка - величиной с гору. Здесь взрослые изнутри не такие уж и взрослые, а няня со сверхспособностями вполне может оказаться непохожей на всех других литературных нянь. Заимствуя многое, подчас даже целые скандинавские или египетские мифологии, он складывает ключевые звенья по-новому, создавая миры с авторским знаком качества.
Из книги в книгу кочует набор символов, которыми этот сказочник может объяснить всё. Как уличный фокусник, Гейман обязательно будет вытаскивать из воздуха монеты. Обязательно заигрывание с богами: «тебе 11? и сколько лет тебе уже 11?». Всегда есть зеркала, двери, молнии. Появляется много сочных деталей, герой не просто идёт сквозь время и пространство, через леса и горы (как в "Звёздной пыли", например), но и есть подробности: «сандалии смешно хлюпали через дырку-ромбик на носке и плевались водой». Его тряпичных монстров из груды рванья вполне можно услышать, - то, как их одеяния шелестят на ветру.
Изданная всего несколько месяцев назад, книга уже собирает всевозможные награды, а газеты с журналами наперебой объявляют её «книгой недели» (под катом будут ссылки).
«У плиты старая миссис Хэмпсток что-то помешивала в пузатом чугунке большой деревянной ложкой. Она подносила ложку ко рту, театрально на нее дула, втягивала глоток, причмокивала, а потом добавляла щепотку того и пригоршню этого. Наконец она выключила горелку. И окинула меня взглядом - от мокрой головы до голых ног, посиневших от холода». (правда, похоже на Пифию из "Матрицы"?)
Скачать бесплатно:
http://flibusta.net/b/348624Сравнить цены и купить:
http://www.livelib.ru/book/1000743509.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
1. Афиша-воздух:
Нил Гейман: «Волшебная поляна была на самом деле» (отличное интервью)
2. Lenta.ru:
Лучшей книгой года признали роман Нила Геймана (новость)
3. Livelib:
Джо Райт снимает фильм по сказке Нила Геймана (новость)
4. The Village:
Книга недели: «Океан в конце дороги» Нила Геймана (рецензия)
5. ЖЖ
neosonus:
Нил Гейман "Океан в конце переулка" (рецензия)