КОРОТКО: если вы не имеете отношения к истории - читайте.
ДЛИННО: «А не замахнуться ли нам на изложение, понимаешь ли, истории нашей Руси», - должно быть, подумал автор исторических детективов Борис Акунин, да и написал учебник по истории. Месяц назад в магазинах появилась первая часть амбициозной задумки: называется «Часть Европы», потому что в описанный период русское государство в культурном и политическом смысле целиком принадлежало к европейской Эйкумене. Второй том будет называться «Часть Азии».
Во вводном слове Акунин отказывается от какой-либо концепции изложения, но при этом забывает отказаться от оценочности и надеть маску беспристрастия. К каждому явлению добавляет свою оценку, то есть не просто «христианская религия», а «эта милосердная религия», например. Представьте, что вы пишете учебник по истории ХХ века, употребляя оборот «Сталин / Андропов / Горбачёв был самым лучшим руководителем страны», а затем этот учебник печатают огромным тиражом. Оценочность в масштабах страны - это уже пропаганда. Но пока на титульной странице не пропечатано «рекомендовано Министерством образования РФ», шум можно не поднимать.
Акунин ссылается на авторитетных историков часто; видно, что рассказчик подготовленный, хотя иногда проскакивает «задорновщина». Рассыпаны упоминания на Ключевского и Вернадского, «историка Соловьёва» и «писателя Карамзина». Чувствуется сильное влияние Гумилёва. Основательный перекос в сторону правящих персон, на них сосредоточено такое внимание, что они зачастую висят «в воздухе» без окружающей действительности, деталей обихода, декораций, без какого-либо фона вообще. Получается такой небольшой передвижной музей восковых фигур имени Б.Акунина.
Писатель замечен в неосторожном обращении с формулировками: «каста волхвов» (на Руси), «к созданию собственной империи метисного европейско-азиатского типа», путается в названиях племён. Предупреждён - значит, вооружён: не расходуя энергию на эмоции, можно недоумённо поднять бровь на фразах типа «немецкая и итальянская нации сформировались лишь полтора века назад». Некоторые фразы написаны через усмешку: «про высокую нравственность славянок читать приятно, однако…».
Открывать книгу стоит как сборник анекдотов - особенно историкам, а ортодоксальным историкам лучше не открывать вообще, остальным же книга понравится. Понравится, например, тем, что нет россыпи зубодробительных дат в каждой строке. Здесь никто не превращает текст в сборник арифметических задач, как это любят делать историки с устрашающим математическим уклоном и без чувства слова. Акунин работает с облаком смыслов: вот алкоголь на Руси, вот принцип престолонаследия, а здесь у нас письменность.
Всё это, конечно, не открытая лекция убелённого сединами старца с регалиями «проф., д.и.н.», а беседа на кухне, монолог начитанного и интеллигентного человека. И если подходить к книге именно с этой стороны, рассматривать весь текст как пересказ популярным языком и кухонную философию, - то всё встаёт на свои места, ровненько входит в пазы, приобретает ценность.
«Во времена Владимира даже подобным, исключительно декоративным образом христианство распространилось по стране лишь узкими полосами, вдоль водного пути. К лесным племенам, находившимся в стороне от этой трассы, еще несколько веков ходили миссионеры. Есть сведения, что вятичи и в XIII веке оставались язычниками».
Сравнить цены и купить:
http://www.livelib.ru/book/1000752985Скачать бесплатно:
http://flibusta.net/b/345188.
Рецензия Константина Мильчина ("Русский Репортёр"):
http://rusrep.ru/article/2013/11/25/akunin.
Рецензия писательницы Елены Чудиновой:
http://www.rusimperia.info/catalog/3728.html.