КОРОТКО: как преодолеть (экзистенциальный?) кризис среднего возраста? У английского классика есть свой ответ. Кому добротной прозы со слегка наивным хэппи-эндом - вэлком.
Только не говорите, что вы не знаете Джона Бойнтона Пристли. Это же тот самый английский писатель, по книге которого сняли советский двухсерийный музыкальный телефильм
«31 июня» с Николаем Ерёменко (младшим), Любовью Полищук и Владимиром Этушем. А среди исполнителей песен для фильма - Лариса Долина и Яак Йоала, которого не стало совсем недавно. Отечественных экранизаций Пристли - больше дюжины, а иностранных - и не сосчитать.
Писателем Пристли был плодовитым: считается одним из популярнейших драматургов Великобритании. Умер тридцать лет назад, в августе 1984 года в шекспировском Стратфорде-на-Эйвоне. Но на русский переведено далеко не всё, что он успел написать. Поэтому изданный в серии
«Англия. Классика. XX век» издательства «АСТ» новый (впервые переведённый на русский язык) роман Пристли - приятная неожиданность. Да и вся целиком серия - на редкость удачная затея:
мемуары Алана Милна, роман Дафны Дюморье и другие книги открывают неизвестные страницы классической литературы и знаменитых авторов.
Впервые роман «При блеске дня» («Bright Day») был опубликован в 1946 году в Великобритании, в нём охватываются события первой половины ХХ века: беззаботная юность, личная трагедия, а затем и вовсе Первая мировая война и последующие годы растерянности. Растерянности - прежде всего главного героя, который никак не может понять, что же ему делать дальше. Он сценарист - и Голливуд у его ног. Но никакие деньги, крутящиеся «в этой раздутой, точно пончик с джемом, индустрии», не заставят его вернуться. Он уже не мальчик, у него нет острой необходимости зарабатывать на пропитание, деньги у него есть. У него нет семьи, но нет и желания её заводить, любые отношения кажутся ему слишком обременительными, поэтому он обходит стороной знаменитую актрису с её навязчивыми предложениями и запирается в комнате отеля на краю мира (на самом деле в Корнуолле, самой южной части Великобритании, есть мыс Лендс-Энд - «Конец земли»). Отшельничая, он дописывает свой последний сценарий, много курит и очень подробно вспоминает события своей юности.
Мальчишкой главный герой работал в компании, занимающейся импортом-экспортом шерсти, гулял по вересковым пустошам в выходные, ходил в театр и слушал музыку. А затем началась война, случилась битва на Сомме (больше миллиона погибших), в которой участвовал, например, Черчилль
и главный персонаж из «Острых козырьков» в исполнении Киллиана Мёрфи. И весь твидово-мягкий мир прекратил своё существование, острота ощущений поблекла, а зарабатывание денег превратилось в тошнотворно-рутинный процесс.
«Я старею в мире, полном трагедий, и если уж мне хочется что-то сказать, я попытаюсь это сделать, пусть зрители потом с криками убегут из кинотеатра» - выход будет найден, Пристли удастся даже вывести историю в хэппи-энд, вынырнув из проруби воспоминаний и рефлексии. Лучше в прошлое не возвращаться - это скользкая дорожка, но иногда потерянный ключ иначе не найти. И никакие славные американские доллары за бессмысленные сценарии не заменят радость созидания чего-то настоящего, важного.
«Мы называем кинематограф индустрией развлечений. На самом деле все куда сложней и глубже. Мы заполняем огромную черную бездну, где раньше жили боги и богини, а потом святые и ангелы-хранители. Мы - творцы мифов. Высококвалифицированные некроманты и колдуны, шаманы и лекари. Мы не только даем пищу разуму, но и питаем глубокое подсознание.
Ты считаешь, Грегори, что мисс Эрл - просто хорошая актриса с красивым фотогеничным лицом и фигурой. Но это не так. Она - воплощение заветной мечты всего мира. Вот почему дрожат руки даже почтенных англичанок и англичан - а в некоторых странах нам пришлось бы вызывать полицию, чтобы уберечь нашу звезду от беды. Потому что в этой столовой сейчас находится улыбчивый и обольстительный демон из магической черной бездны.
Кино! Индустрия развлечений! Ха! Ученые экспериментируют с атомом, и все в страхе и благоговении следят за их опытами, верно? А мы экспериментируем с бессознательным, мы ставим опыты на психике, в одушевленной темноте рисуем сияющие символы, заполняя незанятые ад и рай!»
купить:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/26059197/скачать:
http://flibusta.net/b/360376цитаты:
http://www.livelib.ru/book/1000928595/quotes