Известная российская писательница, автор детективов, Анна Данилова преступления в своих книгах придумывает, поскольку реальные кажутся ей неинтересными.
Сегодня Анна живет в Болгарии, но продолжает писать на русском языке. В действующем каталоге Книжного Клуба представлена ее новая книга
«Если можешь - прости». В ней автор размышляет над тем, что происходит с человеком в ту минуту, когда он выносит приговор ближнему. Чтобы вывести точную формулу оскорбленного сердца, главная героиня книги Виолетта окружит себя людьми страдающими, алчными, завистливыми и самоотверженными, каждый из которых в ее маленьком вымышленном театре готов стать и жертвой, и преступником...
Купить детектив
«Если можешь - прости» со скидкой можно на сайте Книжного Клуба.
Тайнами полны не только произведения Даниловой, но и жизнь. Анна не любит давать интервью, не ведет блогов. В интернете немного ее интервью, но Книжный Клуб нашел их на сайтах
litres.ru и
chaskor.ru и выбрал самое интересное!
- Чем вас привлекает психологический детектив?
- Не люблю триллеры, погони, перестрелки (хотя это иногда встречается в моих романах, в зависимости от сюжета). Самое интересное в детективе - мотив убийства. Что толкает человека на такой поступок? В каких условиях он жил, что его окружало и кто? Придумываешь образы, семьи, отношения...
Самое трудное - придумать интересный сюжет, интересный прежде всего самой. Хочется написать такой роман, какой я бы сама потом хотела прочитать (что я, кстати говоря, и делаю; многие книги забываются, и я порой, перечитывая их, с интересом жду развязки, поскольку не помню, кто кого убил).
- Сколько же всего вы написали, если не помните сюжеты?
- Считая так называемые женские романы и детские детективы - в сущности, почти всё, что я написала, включает криминальную основу, - мной написано и опубликовано больше 80 произведений. Невозможно все сюжеты запомнить. Хотя, может, только я такой автор... Другие помнят свои книги наизусть?
- Поубавилось жизнерадостности из-за детективов?
- Думаю, что нет. Наоборот. Жизнь идёт, и с возрастом понимаешь, что она стремительна, а потому нельзя долго унывать. Мои романы никак на меня не влияют, я не пропускаю их через себя. Иначе можно сойти с ума.
У меня есть очень страшный роман, называется «Волчья ягода». Он написан по реальным событиям. И от этого (я знаю) он ещё страшнее. Там много страданий и крови. Жаль, что некоторые начинают читать меня именно с этого романа, у них складывается впечатление, что у меня все романы такие.
- В основном придумываете преступления? Пользуетесь реальными делами?
- В основном придумываю. Поскольку реальные преступления, как правило, неинтересные. А если и есть интересные, то ещё страшнее, чем «Волчья ягода». К примеру, свекровь разрубила на куски и сожгла в печке свою сноху и двух маленьких детей, когда сын был на заработках. Я вообще никогда не пишу о детях. Тем более такое. Это табу.
- Насколько вы суеверны, не боитесь проникновения детективного вымысла в вашу жизнь, невольного писательского предсказания?
- В этом плане не суеверна. Что касается предсказания, то нам ещё Владимир Орлов, мастер в Литинституте, говорил, что писательство - очень опасное занятие, можно спрогнозировать свою жизнь. Он приводил примеры известных русских авторов, которые сначала убивали своих героев, а потом, словно прорепетировав это на бумаге, уходили из жизни точно таким же образом.
- А псевдоним вы сами придумали? Специально - нейтральный?
- Псевдоним мне придумали Ползунова или что-то похожее. Я была в ужасе. Тогда мне дали десять минут для раздумий, сказали, что фамилия должна быть простая и русская, можно на букву «Д», как и моя настоящая. Так и получилось - Данилова.
- Возвращаясь к психологическому детективу: как вы его определяете, чем он отличается от других?
- В сущности, все детективы психологичны, за редким исключением. Я не говорю о произведениях низкого качества. Настоящие психологические криминальные романы у Жапризо, Буало-Нарсежака и обожаемой мною Филлис Дороти Джеймс.
- Когда и с чего началось ваше читательское увлечение детективами?
- В детстве, с Агаты Кристи и Жоржа Сименона. Сименон, кстати, прекрасный мастер психологического детектива. Я читала его биографию. Роскошный был писатель.
- По-моему, Сименон предоставляет читателю возможность решить, мог или не мог персонаж убить, исходя из его характера. Вы даёте ключ к разгадке в характере персонажа?
- Я не раскрываю ничего и ключа никакого не даю, могу направить по ложному пути. Это профессиональная тактика. Но я стараюсь, чтобы характеры были раскрыты наиболее полно. Часто прибегаю к ретроспективе или дневниковым записям. Есть роман, где я пишу несколько глав от имени убийцы. Маньяка. Вот там мне пришлось потрудиться. Я изучала труды доктора Антоняна: он описывает поведение маньяков и приводит беседы с ними. После этого как-то жутковато стало жить. Оказывается, маньяков ― тьма. И тогда я подумала: неплохо, что есть романы про маньяков. Это романы-предостережения.
- Как семья относится к вашему сочинительству, уважает ли его? Если уважает, то лишь потому, что это приносит деньги, как вы считаете?
- Мои родные жалеют меня, поскольку видят, что я практически не отдыхаю. Моя голова всегда в работе. Уважают, гордятся, я знаю. Но праздника по поводу новой вышедшей книги не устраивают. Но для меня выход каждой книги - внутренний праздник. Это же непередаваемое чувство, когда все твои мысли увидят свет! Придумываешь семью, людей, их отношения, всё это - плод твоего воображения. И вдруг всё это словно бы живёт своей жизнью, люди читают это и верят в эти события.
- О Вас очень мало информации в интернете, у Вас нет официального сайта и Вы не ведете собственный блог. Вы не являетесь активным пользователем сети интернет?
- Так сложилось, вероятно, по двум причинам. Первая - по характеру я интроверт, ценящий собственный покой и время (блоггерам, которых я постоянно читаю, крепко достается подчас от невидимых недоброжелателей или просто людей, находящих удовольствие в том, чтобы портить жизнь более успешным, чем они сами, людям), вторая - мой первый опыт с журналистами.
Что касается Интернета, то я активный пользователь. Особенно, если учесть, что я построила дом в крохотной античной турецкой деревне в самом сердце Болгарии, и мои русские друзья от меня очень далеко… Живу в очень странном месте, в невероятной тишине, где единственной нитью, связывающей меня с внешним миром, является Интернет.
- Не было попыток попробовать себя в другом жанре?
- В начале творческого пути я написала сюрреалистический роман «Садовник». И о детективе не помышляла. Сюрреализм - он дает потрясающий простор для творчества. Просто до головокружения… Потом были книги, написанные в жанре реалистической прозы «Пора черешен», «Ева и ее мужчины», «Визиты к одинокому мужчине», «Желтые перчатки» и др.) и снова сюрреализм, замешанный на фантастике - девять книг под общим названием «Пианистка», по сути, криминальные романы, исполненные в традиционном детективном жанре с неожиданной развязкой («Филе женщины в винном соусе», «Пианино для господина Ш.», «Рыжая девушка в кофейником» и др.). Написала я и пять детских книг-детективов. И параллельно работала в жанре классического криминального романа, писала большие романы со сквозными героями (Юлия Земцова, Елизавета Травина, Марк Садовников). Я пришла к этому жанру по одной причине. Криминальный роман - это может быть полноценное, реалистическое произведение, в котором я могу , первое - выразиться и сказать читателю все то, что знаю и с чем хочу поделиться, и, в то же самое время, в этом романе как бы зашифровано нечто очень важное, некая сложная логическая и одновременно, психологическая загадка, которую надо разгадать. Такая своеобразная работа для ума. Вероятно, я создаю такие произведения, такого жанра, которые мне самой было бы интересно читать. На свой вкус.
- Как Вы оцениваете рынок современной литературы детективного жанра? Читаете ли Вы книги Ваших коллег? Кого Вы можете выделить?
-Мне нравится, что рынок постоянно пополняется новыми именами. Чем больше книг, тем лучше. Детективы всегда пользовались и будут пользоваться спросом, и задача книгоиздателей удовлетворять этот спрос. Но читатели все разные, есть настоящие интеллектуалы, любители не только загадок, но и хорошей прозы, и они будут читать таких авторов, как Ф. Дюрренматт, Ф. Джеймс, К. Райх, А.Перес-Реверте, И.Нолль и др. Есть читатели, которые читают все подряд, но им, как воздух, нужен криминальный сюжет, а есть и такие, которые видят в детективах способ отдохнуть, развлечься или даже посмеяться…