№31 Книга, описывающая всю жизнь персонажа
В читательских кругах довольно часто появляются книги, которые вызывают жаркие споры и делят читателей на два непримиримых лагеря: обожателей и ненавистников.
Именно такой книгой оказалась книга Ханьи Янагихары "Маленькая" жизнь. Одни утверждают, что книга гениальна, другие - давненько мы не читали ничего хуже и распиареннее.
И, как это и бывает в таких случаях, сама я осталась ровно посредине этого хаоса.
Моя оценка книги вылилась в 3,5 балла. Роман одновременно и хороший и плохой.
Читала я книгу ровно 30 дней и за это время успела порядочно от нее устать. И усталость - это одно из чувств, которое она о себе оставила.
"Маленькая жизнь" - это роман о дружбе четверых парней, с которыми мы познакомимся в 16-летнем возрасте, а расстанемся почти через 40 лет, в их 53-летнем возрасте.
Они все разных профессий, этнической принадлежности, социального статуса и сексуальной ориентации.
Джуд - адвокат, человек без прошлого, окружен великой тайной оного, о которой не знает никто.
Именно сквозь него и его судьбу мы и будем по большей части наблюдать сюжетные перепитии.
Виллем - актер, сирота, скандинав, лучший друг Джуда.
Джей Би- художник, гей, воспитан матерью и тетками, выходец предков с Гавайев и самый эксцентричный персонаж.
Малкольм - афроамериканец, архитектор, из обеспеченной семьи и единственный герой из семьи полной.
Все они познакомились в коллежде в 16 лет и пронесли с разным успехом свое знакомство до конца романа.
Почему я сказала, что роман одновременно хороший и плохой. А потому, что я смогла выделить у него четкие плюсы и минусы, и плюсов даже оказалось чуть больше.
Самым главным плюсом для меня стал стиль и язык автора. Очень бесстрастно, безжалостно она выворачивает своих героев наизнанку и обнажает их самые глубинные чувства.
И этого же автор хочет добиться и от читателя по отношению к одному герою - Джуду - и вот тут загвоздка.
Янагирахе каким-то чудом удалось вызвать во мне по отношению к герою два противоположных чувства: сочувствие и брезгливость.
Она с таким упорством выбивала к этому страдальцу сочувствие и жалость, что добилась только лишь отторжения. Я не люблю, когда в книгах или фильмах давят на жалость и чуть ли не указывают мне, где я должна пустить слезу, зарыдать или выпить сердечные капли. А в тексте были такие моменты, ведь на героя с каждой главой сваливалась новая порция бед и несправедливостей этого мира, и как же, как же можно быть равнодушной к такому? Можно.
Я не то, чтобы не верю в страдания Джуда и в то, что такое в жизни может быть. Верю! В жизни может быть и хуже, ведь не всем людям так везет встретить в жизни настоящих друзей, которые реально отдадут жизнь или положат ее во имя благополучия и счастья другого человека.
Что именно страшного произошло в прошлом героя догадаться не трудно, это становится понятно даже до начала чтения, как мне кажется.
Дело в том, что автор так упорно била в болевую точку "жалость", что это чувство у меня просто атрофировалось.
Джуд - это настолько весомый минус романа, что он перекрыл для меня все плюсы.
По ходу чтения я испытывала к нему жалость, доведенную до омерзения. То как он относился к близким людям, которые десятилетиями доказывали ему свою преданность и любовь - мерзко.
Забившись внутрь себя он этого так и не оценил. И жаль его приемного отца и лечащего врача, которые просто были преданны главным героем и чьи 30 лет жизни были в пустую потрачены.
Вторым плюсом романа стала атмосфера Нью-Йорка и временная потерянность.
Действие начинается в некой условной "современности" и в ней же и завершается, хотя между началом и концом проходит примерно тридцать лет. Время абсолютно нейтрально: оно не отмечено крупными историческими событиями, финансовыми кризисами, терактами, сменой президентов и тд.
Этот прием, очевидно, нужен писательнице, для того чтобы максимально убедительно и ярко показать эмоциональную жизнь героев без привязки к социальным аспектам.
Нью-Йорк же в романе как в голливудском кино. Неоновые круглосуточные огни, вечный шум улиц, маленькие кафе и забегаловки только для знатоков местности и тд. Я буквально гуляла по его улицам.
Третий плюс - главная тема романа. Чтобы быть вместе (и в дружбе, и в отношениях) вовсе не важна любовь, уважение, страсть, секс, общие увлечения и тд. Главное - это что-то на необъяснимом уровне, которое человек и объяснить толком не может. А зачастую и прочувствовать тоже.
Тема не нова и довольно избита, но Янагихара очень удачно эту тему развила.