May 31, 2017 10:50
Андре Моруа «Фиалки по средам», сборник рассказов.
22. Книга, события которой связаны с искусством.
Собственно говоря, не вся книга связана с искусством, несколько рассказов. Как раз-таки они мне больше всех и понравились.
«Биография». Молодой француз Марсена гостит в Лондоне. Его мечта - написать о Байроне, и не что-нибудь, а что-нибудь новое. И тут одна из гостий званого ужина, где он присутствует, сообщает, что ее давняя подруга - жена потомка дамы, с которой у Байрона был роман. И которая оставила дневники. Марсена предвкушает чудные открытия и не обманывается. Но… нельзя так просто взять и написать о Байроне, если в результате чья-то семейная легенда будет опровергнута. Особенно, если на этой легенде зарабатываются деньги.
«Ариадна, сестра…». Прелестная новелла в письмах. Две жены, один муж. А муж у нас кто? Конечно же, писатель и гений. И все начинается с того, что он написал книгу о себе и о своих женщинах, конечно же. И вот начинается бурная переписка, где каждый пытается донести до других свою правду, а точнее - просто взять верх. Впрочем, писатель удачно сходит с дистанции - почиет в бозе. И начинается диалог двух жен. Каждой хочется сделать так, чтобы память о гении была связана именно с ее именем, хотя каждая из двух женщин знает оборотную сторону «таланта» этого гения. И каждая решается написать книгу. В конце концов, обе книги сливаются в один фильм, где все переврано. Зато гению наверняка бы понравилось.
Мне кажется, если бы у Толстого была первая или вторая жена (по отношению к Софье Андреевне), вполне могло бы получиться что-то такое.
«История одной карьеры». О, это, пожалуй, будет моей любимой новеллой. Жили-были пятеро молодых людей. Успешно окончили лицей и также успешно начали строить карьеру: политик, художник, драматург и писатель. А, и их общий друг, тоже как бы писатель - Шалон. Именно его карьеру сломали из лучших побуждений его лучшие друзья. Шалон всю жизнь писал «как бы», а по факту - передвигался из одной творческой тусовки в другую, все его знали, все любили, все радовались его дельным советам. И все ждали, когда уже он что-нибудь напишет и опубликует. Нашлась решительная дама, взявшая его под крыло и… Шалон, забыв про друзей, окунулся в сочинительство. Итог, как водится, печальный: остроумный, образованнейший, разбирающийся во всех искусствах разом человек оказался бездарным писателем. Но его друзья не нашли мужества сказать ему об этом, лишь молча подсунули рукопись издателю. Книга была издана, но заставить кого-нибудь ее купить было нереально. И все бы ничего, неудачи бывают у каждого. Но Шалон уже вообразил себя успешным писателем, которому все завидуют и которого все не понимают, и начал избегать своих друзей.
*Собственно, это не все новеллы, но я и так расписалась))
Ф. Искандер «Мимоза на Севере»
13. Книга, которую для тебя выберет другой участник челленджа.
Небольшой рассказ о том, как человек сам себе все испортил из лучших побуждений - сначала в поисках лучшей доли (женщины), потом - из-за мук совести.
Итак, абхазский чиновник высокого ранга Рауль когда-то давно, во время учебы в Москве, встречался с девушкой. И все у них было хорошо, и дело шло к свадьбе. Но тут Раулю пришло в голову, что незачем покупать корову, если молоко этой буренки уже попробовано, а вокруг пасутся очень интересные телочки. Девушку Рауль бросил, да и забыл про всю эту истории. Пока, спустя десятилетия, не встретил в ресторане мать девушки, с которой был знаком во время жениховства. Мать смотрела словно бы мимо него, с нескрываемым презрением. Рауль тут же вообразил, что бывшая его девушка погубила себя, самоубилась, например, вот мать и презирает его, Рауля. Муки совести вынудили его бежать из Абхазии на далекий Север. Вот как раз именно туда, его стараниями была доставлена мимоза - порадовать женщин, работающих в тяжелых условиях.
Как оказалось, девушка счастливо вышла замуж и переехала в Киев. А мать ее попросту была близорука, но из-за кокетства не носила очки. Отсюда и отсутствующий взгляд с долей презрения. Но ведь для угрызений совести достаточно вообразить себе обвинителя…
В общем, этот рассказ мне одновременно напомнил новеллу Моруа «История одной карьеры» и «Амок» Стефана Цвейга.
20 век,
bookchallenge 2017,
22 (2017),
рассказы,
13 (2017),
Искандер,
Моруа А.