Feb 02, 2017 15:48
Алена Ашшурбанипавловна Эбола - адепт ордена повелителей новостей. Орден этот веками и тысячелетиями скармливает дезу злобному божеству Мабузу, решившему познать мир странным образом - заперевшись в пещере и поглощая информацию из СМИ.
Над его пещерой выстроен город Москва и в частности Останкинская башня - все, чтобы заспамить сознание Мабузу.
Роман "Повелители новостей" разворачивается на уже неплохо обжитой территории, между "Тайным городом" панова и львиной долей творчества Пелевина. С Пановым его роднит параллельная структура - невидимый для взглядов непосвященных мир магии и древних существ, причем Москва - столица этого мира. У "тайного города" есть своя инфраструктура, дублирующая привычную нам, но более эффективная - транспорт, телевидение, Интернет и прочее. Все это в "Повелителях" имеется.
На этом сходство заканчивается. Тайный город прекрасно сосуществует с миром людей, и по Панову только отъявленная ксенофобия может послужить причиной ненависти к нему. Мировосприятие Мидянина гораздо ближе к Пелевину. Вспомним гениальную статью Каганова: "В основе пелевинской картины мира лежит тезис о мерзости Вселенной... В большинстве обычных литературных сюжетов к самому миру претензий нет ни у автора, ни у героев (именно так у Панова - JB)... Выход у пелевинского героя лишь один - побег из нашего мира в Условную Реку Абсолютной Любви, которая есть в каждом произведении, хотя всякий раз названа по-разному. Есть и второй вариант: извлечь максимум личного комфорта, оставаясь в рамках реальности. А именно - устроиться на службу к силам зла, чтобы обрести в нашем Аду должность смотрящего... - метасатанизм («сотрудничество с Правящим Злом»)."
Миром "Повелителей" правят в буквальном смысле демонизированые СМИ. Работают они по принципу гражданина Кейна (или персонажей фильма "Хвост виляет собакой", если хотите) - развяжем войну, чтобы показать хорошие новости. К людям непосвященным "высшие силы" относятся как к кормовой базе, скрамливая их в жертвы многочисленным мистическим сущностям, что этот населяют. Параллельный мир Мидянина населен не только демонами от журналистики, вскользь упоминаются джедаи (естественно, термин этот полностью дискредитрован в мире метасатанизма. равно как понятие сил света вообще), да много кто еще. Есть почва для длинного сериала о этом умиру. Сам Мидянин упоминал о планах написать роман "Московские сантехники".
Читателю с первых же строк показывают, что главная героиня - капризное, эгоцентричное и жестокое существо. И порочная - она постоянно торгуется с мужчинами, женщинами, мистическими сущностями, и неизменно предметом торга выступает секс с Аленой как главная валюта в ее жизни. Ценность денег как высшее существо она непонимает, да и ее собратьям по ордену они не особо нужны.
Ничто в характеристике Алены не изменится до конца романа. Мы только поймем причину ее жестокости. Имена всех адептов выстроены по принципу "Альфред Сидоров". Алена Ашшурбанипавловна Эбола, Мишкоатль Клеопетрович Башнин, Эммануил Тиглатпаласарович Нигредо и прочее. Сначала кажется, что это существа древние, только прикидывающиеся людьми, и наверное с высшими чинами так и обстоит, но постепенно мы узнаем, что Алена - простая девушка из Тьмутаракани, которой повезло оказаться в нужное время в нужном месте. И "орденские имена", а не "человеческие" - мимикрия, знак возвышения над массами.
Алена справилась, сделала карьеру. Но страх вернуться, вновь стать частью "кормовой базы" заставляет ее постоянно доказывать себе и миру, что она - высшее существо, что она возвышается над серой массой по праву. Для этого ей необходимо отринуть свое человеческое происхождение. Мидянин в метасатанизме пошел дальше Пелевина, у которого главные герои все же относительно приличные люди. Возможно, ближе к Пелевинскому герою Башнин, бывший Алены, который хоть и стал частью "Правящего зла", но какие-то человеческие черты сохранил.
Естественно, сюжет строится на мощном форсмажоре в жизни Алены Ашшурбанипавловны (до чего же мне нравится ее отчество), виновата в котором, конечно же, она сама. Головокружение от успехов не шутка, знаете ли. А Лена реално и конкретно зарвалась, в результате получает реальные и конкретные проблемы. И даже моментами ее становилось жалко, но Алена Ашшурбанипавловна быстро исправляла это упущение, эффективно возвращая себе читательскую ненависть.
Сюжет развивался долго - чуть ли четверть книги Мидянин неторопливо описывал мир, бравируя (и вполне заслуженно) собственной эрудицией. И все это время ровным счетом ничего не происходило, просто один день из жизни госпожи Эболы, начинающегося вопреки известному табу с ее похмельного пробуждения. Мир получался интересный, насыщенный вкусными деталями, известными именами, прочими постмодернисткими штучками (я уже упоминал джедаев). Я уже начал бояться, что весь роман будет таким - просто "трудовыебудни" адепта. Потом вдруг мелкие детали слились в общую картину, весьма трагичную для героини. Чтобы спастись, ей надо было срочно найти сенсацию, причем в изоляции от ресурсов ордена.
Наблюдая за ее злоключениями, я уж было думал, что коварный план ее начальства - сделать репортаж из ее страданий, потом решил, что Алена могла бы из мести попробовать расшевелить Мабузу (и это был бы апокалиптичный сценарий, который лишил бы нас шансов на продолжение). Но в итоге мы получили нечто среднее.
Резюмирую - острая сатира абсолютно без положительных героев. Сопереживать героине чрезвычайно трудно, а главное незачем. Идентифицировать себя с кем-то в романе вообще не реально. Ну так на то и сатира. По форме и настроению ближе всего к Пелевину, но без экзистенциальных теорий.
Подходят
"Сказка или фэнтази"
"Автор книги - знаменитость в другой сфере" (ну мы ведь все знаем, кто такой Мидянин-Орехов-Мельник)
"Современный триллер"
"Мистика или ужасы"
"Книга, где главный герой - противоположного вам пола"
"Книга с ярко-выраженным злодеем"
Но я выберу пункт 34 " Книга российского автора".
bookchallenge 2017,
русские авторы,
34 (2017)