Ханья Янагихара "Маленькая жизнь"

Jan 27, 2017 20:07

№ 6. Очень толстая книга.
Оценка 3/5



«Маленькая жизнь» ехала ко мне весь декабрь, и все это время я практически била себя по рукам, чтобы не читать отзывов, обзоров и интервью (поверьте, это было сложно). Всё, что я знала о книге:  она о четырех друзьях, которые смогли пронести свою дружбу со времен колледжа и до конца жизни. А еще, что у книги необычная структура и это чтение не из легких, потому что с одним из персонажей происходит какая-то драма.
Ну что сказать… в общем-то, нас не обманывают. Книга действительно тяжелая, в ней 700 страниц, и она весит чуть меньше килограмма.

4 вечера подряд я ждала, что вот-вот начнется та самая  новая история, какой  раньше ни у кого не было.  Но, судя по всему, автор прочла Донну Тартт, «Комнату Джованни», Майкла Каннингема, посмотрела фильм «Трое», «Одинокий мужчина», «Общество мертвых поэтов», «Город Ангелов», сериалы «Those Who Kill» и «Мыслить как преступник», потом сложила всё это в пакетик, как следует потрясла и получилась «Маленькая жизнь». Я до сих пор слегка теряюсь, когда в отзывах вижу «я никогда и нигде не встречала ничего похожего». Серьезно???

Потом я прочитала биографию автора, посмотрела пару интервью с ней, и обнаружилось, что моя догадка не такая уж и догадка. Янагихара  окончила университет свободных искусств, т.е место, где учат читать книги и смотреть фильмы. Работая журналистом  она наверняка встречала много художников и актеров. И именно эти её  герои - Джей Би и Виллем - в книге получились настоящими. Веришь в их жизнь, в их проблемы, их поступки  не скажу, что всегда логичны, но ты всегда понимаешь мотивацию. С архитекторами, видимо, складывалось не так удачно, поэтому и Малкольм получится расплывчато-пунктирный и немного в стороне от основного повествования.  А вот Джуда она попыталась выдумать от начала и до конца. Получилось это у неё? на мой взгляд,  не очень.
Мы встречаем героев книги  в момент, когда их учеба закончилась и каждый из них пытается найти свое место в жизни, определиться  с работой, а кое-кто и с ориентацией.  Мы постепенно узнаём о их детстве,  родителях, следим за развитием, карьерой,  личной жизнью. Такая семейная сага, только про друзей. Но у одного из них относительно нормальная жизнь началась только с поступлением в колледж, а до этого был полнейший мрак, предательство и ужас, только это секрет.

И вот этот  самый секрет, вокруг которого медленно и неизбежно вращаются все 700 страниц книги и 40 лет жизни  героев, настолько явно выдуман и специально возведен в непроглядный абсолют, что ему сразу же не веришь. Причём не веришь и всему в целом, и отдельным частям (монастырь, где все монахи-братья практически доктора наук? и найденыша-подкидыша просто так взяли и оставили жить у себя - это в Америке-то, где даже за переход дороги в неположенном месте про тебя расскажут? и все до одного взрослые плохие,  а единственный хороший сразу умер? да ладно!).  И из всего этого получился вот такой Джуд - неземной красоты очень добрый потрясающе умный застенчивый хромой юрист с аутоагрессией и тотальной виктимностью, которая руководила всей его жизнью. Поверили? Мне кажется, любой человек, с тезаурусом чуть больше, чем у золотой рыбки, ответит - нет. И  здесь же стоит упомянуть тему тотальных рыданий над книгой каждого второго читающего. Лично меня эмоционально очень зацепила тема с приемными родителями Джуда, вот с самого начала и до конца книги. И глава «Счастливые годы» тоже была пронзительно щемящей, но там уже просто было понятно, чем всё кончится. А секретный секрет кроме очевидного «нельзя обижать детей» каких-то особых эмоций не вызвал именно из-за неправдоподобности.

Задумав «герметичный» роман, автор и Джуда решила сделать герметичным, в том смысле, чтобы раз и навсегда отрезать ему все возможности стать другим и подвести нас именно к такому исходу сюжета. Потому что на каждый вопрос, возникавший по ходу чтения (почему он не общался с женщинами? почему не обратился к религии? почему не лечил тело и душу?) она тут же выдаёт - на! на! на! -  а вот почему и больше не спрашивайте.

Если вспомнить, что книга  у нас о друзьях на всю жизнь, то как же не задаться логичным вопросом - почему вы это допустили? Все до одного видели, что с человеком беда, некоторые  знали, что именно он с собой делает, и ни один не пошел дальше вопроса «Что с тобой не так»? Джуд не ответил - ну и ладно, значит всё хорошо, все сказали друг другу «прости, пожалуйста» и жизнь пошла своим чередом. Даже врач, всю жизнь пытавшийся  хоть как-то облегчить боль Джуда, только этими попытками и ограничился.

Я не могу сказать, что книга плохая. У неё необычная структура, хотя постоянные флэшбеки в непредвиденных местах сразу же наводят  на мысли о неминуемой экранизации. Даже анхеппи-энд  вполне себе логичен. Но если бы автор не пережала с «жестокостью в вакууме», количеством геев на один квадратный метр и  частотностью фразы «I'm  sorry», книге бы это только пошло на пользу. И если хотя бы один человек после прочтения сможет кому-нибудь открыться и рассказать о своей беде, то она уже была написана не зря.

Да, у книги есть свой инстаграм
можно пойти и посмотреть, что вынесла из книги целевая аудитория - возможность запилить фоточку с обложкой вместо своего лица или татушечку на запястье «jude» или «х=х».

bookchallenge 2017, Янагихара Х., американская литература, 06 (2017)

Previous post Next post
Up