38. Книга малоизвестного автора. С трудом подобрала категорию для свежепрочтенной книги: Дженнифер Уорф "Вызовите акушерку".
[Аннотация от издательства]Книга «Вызовите акушерку» - это воспоминания Дженнифер Уорф о ее жизни и работе в Лондоне 1950-х годов. Молодая девушка Дженни Ли, удивляясь сама себе, устраивается акушеркой при общине Святого Раймонда Нонната в Ист-Энде. Грязные улицы со следами недавней войны, шумные доки, перенаселенные многоквартирки, преступность и крайняя нищета - в середине XX века этот район нельзя было назвать благополучным. Медсестры и монахини общины были тогда единственными, кто неусыпно заботился о женщинах из бедных рабочих семей.
В качестве эпиграфа: Почему общество не считает акушерок героинями, хотя должно бы? Почему им придают столь маленькое значение? Их до́лжно бы возносить до небес. Но не возносят. Ответственность, которую акушерки берут на себя, безмерна. Их умения и знания исключительны, но принимаются как нечто само собой разумеющееся и обычно недооцениваются. Все студенты-медики в 1950-х годах обучались акушерками. Конечно, им читали лекции профессора-гинекологи, но без клинической практики лекции не имеют смысла. Так было во всех университетских клиниках: студенты прикреплялись к наставнице-акушерке и выезжали с ней на вызовы - учиться на практике. Все врачи общей практики прошли обучение у акушерок. Только об этом мало кто знал.
С точки зрения литературных достоинств книга почти никакая. Но как сочинение, поднимающее некоторые социальные вопросы, а так же как исторический источник книга весьма любопытна. По сути, эта книга - глава в становлении системы акушерской помощи, дородового сопровождения и родовспоможения. Честно говоря, я не очень хорошо себе представляю, как жили, скажем, москвичи в 50-х годах прошлого века, но что-то подсказывает мне, что далеко не в таких диких условиях, как лондонские докеры. Перенаселенность, вонь, мусор, бордели, по 15 детей в семье, в двухкомнатной - съемной - квартире, нищета, алкоголизм, рахит, работные дома - это и многое другое встречает нас на страницах книги Уорф. Интересны размышления женщины, на глазах которой происходило изменение положения женщины. Вот как она об этом пишет: "Оральные контрацептивы появились в начале 1960-х, и тогда же родилась современная женщина. Не привязанная больше к бесконечной череде младенцев, она могла быть собой. С противозачаточными пришло то, что мы сейчас называем сексуальной революцией. Женщины впервые в истории могли, как мужчины, получать удовольствие от близости, не опасаясь последствий. В конце 1950-х в наших журналах регистрировалось от восьмидесяти до ста рождений в месяц. В 1963 году это число сократилось до четырёх-пяти. Это ли не социальные перемены!"
Книга весьма специфична своей анатомичностью. Честно, когда я читала про первые роды и про то, как извлекали плаценту, мне было очень не по себе. А между тем, автор не стесняясь вообще описывает всю женскую анатомию и анатомию некоторых отдельных личностей в частности.
Автор не лишена чувства юмора. Некоторые ее замечания звучат актуально и сейчас: [Spoiler (click to open)] "Её мать пребывала в своей стихии, и её прямо-таки распирало от гордости. Аналогично распирало и её фиолетовый облегающий костюм из тафты. (И почему женщины всегда так безобразно одеваются на свадьбы? Оглядитесь вокруг, и вы непременно увидите женщин среднего возраста в нарядах, которые им следовало бы убрать в сундуки после двадцати, - плотно облегающие неимоверно раздавшиеся бёдра, стянутые на талиях, подчеркивающие складки плоти, которые лучше бы прикрыть; а ещё эти нелепые причёски, смехотворные шляпки и убийственные туфли…)".
Удивили меня несколько отсылок к русской культуре. Так, автор пишет, как ей нравилось ходить на службы в русской церкви в Париже. И еще, когда рассказывает историю мужа своей пациентки, которая родила мулата, а он его принял, и всегда всем представлял как "моего сына Теда", приводит такое размышление: [Spoiler (click to open)] "В русской православной церкви существует понятие юродивого. Это тот, кто глуп в глазах людей, но мудр в глазах Бога. Думаю, Тед понял, что он не отец, в ту самую секунду, как увидел малыша. Наверняка он был шокирован, но контролировал себя, и всё то время, пока держал ребёнка на руках, он думал. Возможно, представлял себе будущее. Возможно, в те минуты он понял, что, поставив своё отцовство под сомнение, опозорит ребёнка и, может быть, лишит его будущего. Возможно, держа ребёнка на руках, он понял, что один такой намёк может разрушить всё его счастье. Возможно, осознал, что объективно не мог ожидать, чтобы такая независимая и энергичная женщина, как Винни, находила его в полной мере сексуально привлекательным и удовлетворяющим. Возможно, голос ангела сказал ему, что все вопросы лучше оставить незаданными и неотвеченными. Вот почему он выбрал самое неожиданное и одновременно самое простое решение: стать дураком, не замечающим очевидного".
Я бы сказала, что книга полна любви к людям, понимания человеческих пороков, неосуждения их и их носителей. В конце автор еще и к Богу пришла, хотя в общину сестер она пришла атеисткой.
В целом, не очень приятное чтение, хотя и легко читается. Но от дикости некоторых моментов просто волосы дыбом.