39. Книга, в названии которой есть имя:
"Марина" Карлос Руис Сафон
Мистический реализм о юноше Оскаре из интерната, который любил гулять по улицам Барселоны и однажды набрел на странный дом, в котором жила прекрасная девушка и старик. Могла бы быть драматичная история любви в духе "Больших надежд", а оказались мистические ужасы не для слабой психики. Потому что вскоре Оскар и Марина оказались впутаны в странную историю с загадками из прошлого, скрывающую в себе не только секреты, но и настоящую опасность. Теперь Оскара преследуют и пытаются убить манекены, которым полагается быть неодушевленными, а все, к кому приводит расследование, погибают, раз за разом заводя друзей в тупик. И бросить бы это расследование, да только попытки убить их от этого не прекращаются, так что приходится погружаться в историю все глубже и глубже.
В целом очень неплохо. Автора я читала первый раз, поэтому несколько неожиданно было обнаружить в процессе ожившие манекены и прочие страшилки-ужасы, пришлось переключаться с атмосферы простого нуарного романа на готическо-мистический. Атмосфера, кстати, задана отличная для любителей таковой: мрачность и неотвратимость, пропитавшие все насквозь, убивают надежду и оптимизм в читателе, вынуждая готовиться к худшему концу, а не к хэппи-энду. Сюжет соответствует: чем дальше, тем события становятся жестче и страннее. Но как же красиво это все описано! Мне не так интересно было читать все происходящее, как после чтения, собрав мозаику воедино, еще раз прокрутить в голове всю картинку, нарисовав более цельные образы и интерьеры. Картинка и до сих пор в голове стоит, спустя месяц после чтения, настолько сочной в итоге оказались финал и собранная история. Грустная, страшная, но невыразимо прекрасная. Чего стоит разрушающийся, королевский театр изумительной красоты и богатства. Ах, какой фильм мог бы быть!
И тут вдруг минус при всей этой красоте: читать было почти скучно и просто до последних сцен. Поэтому минус оценке. Но это уже вкусовщина восприятия, полагаю.
Оценка: 4,5/5
7. Книга, в которой рассказывается о какой-то профессии:
"Отель" Артур Хейли
Производственный роман в теории навевает скуку, на практике может оказаться очень увлекательным, если на канву сюжета об отеле накануне финансового краха нанизать кучу разнообразных подробностей и интересных мелочей, которые бытовому пользователю неизвестны и о них даже не задумываешься. Здесь действие крутится по большей части вокруг заместителя владельца отеля, который и рад бы совершить тут переворот и провести улучшайзинг, да упертый босс не дает ему свободы воли, так что остается пытаться спасать ситуацию по мере сил и возможностей. Понятно, что такой подход мало чем может спасти во время кризиса, поэтому отель и оказался на грани банкротства. И пока владелец решает, продавать ему здание или нет, персонал продолжает работать в штатном режиме и разруливать всевозможные ситуации.
Очередной многогранник от Хейли, но основной герой здесь центральнее, т.к. ему уделяется подавляющее большинство времени. Скажем, в "Аэропорту" было гораздо больше ответвлений на других персонажей и разнообразней выборка характеров, а потому ГГ не так часто маячил на первом плане. К тому же, то ли дело в похожести книг, то ли в правиле первой ночи, то ли там остросюжетнее в разы, но "Аэропорт" Хейли мне понравился больше. Со второго раза уже видна схема, по которой пишет автор, и теряется новизна впечатлений. Впрочем, это не значит, что книга плоха, просто первый эффект достался уже другой книге. В любом случае читается с удовольствием и залпом, и обязательно стоит читать всем поклонникам динамичных драм с характерами. Да и "производство" здесь уже не аэропорта, а отеля, а значит и детали-вопросы-конфликты тут другие поднимаются, в частности вопрос расизма. Или рассуждения о том, какими должны быть и будут отели будущего. Занятно читать это через 49 лет (!!!) и сопоставлять с нашей реальностью.
Оценка: 4,5/5
2. Книга, изданная в этом году:
"Гарри Поттер и проклятое дитя" Дж.К.Роулинг
Пыталась прочесть на английском, но ммесяц назад окончательно засосало в работу и времени на смакование текста не осталось. Так что читала в любительском переводе в итоге, то еще удовольствие кстати говоря, гугл транслейт и никакого редактирования ошибок. Ну да ладно, зато прочитала наконец. В конце концов это пьеса, а не полноценное чтиво, в ней сплошные диалоги и ремарки, никакой художественной ценности.
Бурда, короче, та еще, это продолжение. Больше похоже на дурной фанфик, чем на продолжение истории в огромной, продуманной вселенной. История продолжается 19 лет спустя, и в нее уже замешаны дети наших героев. Которые, как и Поттер и Ко когда-то, решают, что они самые умные, а взрослые дураки, и начинают лезть в неприятности.
В принципе это даже ладно, имеет место быть, а вот то, что при этом засрали Гарри Поттера, превратив его в плохого и недалекого отца, это прям серпом по яйцам. О других взрослых героях я уж молчу, их не шибко много прописывали, и логика в их действиях все-таки присутствует, хотя и не без сопутствующих вопросов типа "эээ?!..".
Если сами приключения героев (ни для кого уже не тайна, что речь тут о путешествиях во времени?) еще интересные, и если забить на логику и отсутствие вменяемости детишек и их недальновидность, то отношения между героями, особенно взрослыми, вызывают только нарастающее раздражение. Никто никого не слушает, за словами не следит, мозги не включает, бросается резкими фразами и ведет себя как мудак. Гарри Поттер в первую очередь, между прочим. Он и в старых книгах был вспыльчив и не всегда прозорлив, но он был ребенок на фоне постоянного стресса и всех ужасов. А на такое я точно не подписывалась. На середине пьесы я была уже в таком раздражении от тупости и гадкости происходящего, что хотелось что-нибудь сломать.
И вдруг во второй части все стало почти нормальным, стало динамичнее и даже веселее. На одной из шуток (с моим любимым СС) я даже в голос захохотала, появились трогательные моменты и вообще как-то полегчало. А все потому, что хоть у кого-то из детей мозги встали на место, и появилась хоть крупица разума в происходящем. И в принципе под конец стало так трогательно, и мило, и экшн, и... и все равно херня, короче. Наворотили огород, на сцене он наверное очень неплохо смотрится, но на бумаге вся логика разваливается на молекулы и видны косяки и нестыковки. Если заскоки героев можно оправдать течением времени, "чужая душа потемки" и прогрессирующим маразмом, то прежняя логика Роулинг о путешествиях во времени похерена тут на корню. Она-то говорила как раз о том, что происходит ровно то, что должно, как ни вмешивайся и не пытайся изменить ход событий, а тут вмешательства раз за разом приводят к новой реальности и полной неопределенности.
Зря, короче, автор вернулась к этой истории, а точнее, дала добро и подписалась под ней. Здесь есть несколько отличных сцен, которые доставляют удовольствие, но даже они не оправдывают градуса жести и надругательства над оригинальной истории. Хотя любителям фанфиков может и зайдет. Более того, на сцене эта пьеса наверняка произведет фурор за счет картинки и харизмы актеров.
Оценка: 3/5