Разные лики семейной любви

Dec 09, 2024 12:47


Питер Хеджес «Что гложет Гилберта Грейпа?»

Книгу Питера Хеджеса называли шедевром, невероятно трогательной трагикомедией, элегией неудачникам и аутсайдерам. Я не увидела ни первого, ни второго, ни третьего.

Неторопливое и весьма однообразное повествование сначала тянулось долго и чаще всего  скучно. На фоне, как мне казалось, совершенно лишних подробностей, касающихся работы главного героя или удовлетворения его сексуальных потребностей, выгодно выделялись сцены, посвящённые взаимоотношениям Гилберта с его младшим «особенным» братом.

Именно трогательная любовь к Арни с синдромом Дауна украшает книжные страницы, демонстрируя лучшие качества персонажей.

Это непростая любовь. Она пробивается сквозь усталость и раздражение, сквозь ежедневные, часто кажущиеся бессмысленными ритуалы и игры, сквозь понимание, что почти восемнадцатилетний парень навсегда по уровню интеллекта останется пятилеткой.

Ещё один персонаж с особенностями, хоть и другого рода, - это мать Гилберта. В прошлом первая  местная красавица, после самоубийства мужа, заедая трагедию,  она располнела настолько, что уже не покидает дом, не бывает на  людях и создаёт серьёзную угрозу проломить половицы и рухнуть вниз вместе с любимым креслом.

Жизнь всего семейства Грейпов так или иначе обусловлена  указанными обстоятельствами. Но одни со всей ответственностью взяли на себя заботы о тех, кто, не вписываясь в привычные рамки, остаётся членами семьи, другие отделываются ежемесячными чеками. Всё-таки  периодические материальные вложения зачастую гораздо проще не прекращающихся  душевных усилий.

Гилберт не идеален. И даже в отношениях с братом он иногда проявляет раздражение или слабость. До определённого момента негативные эмоции удаётся сдерживать, и это вызывает лёгкое недоверие: не может быть человек всегда одинаково спокойным и ровным. Однако автор всё расставляет по местам, включая в книгу эпизод, описывающий сильный срыв Гильберта, закончившийся раздражением и рукоприкладством.

День рождения Арни становится той кульминационной точкой, которая полностью меняет ракурс романа, ускоряет его и высвечивает всё самое важное.

Повторяя каждый раз, что надо дожить до восемнадцатилетия «единственного мальчика», мать словно запускает программу самоуничтожения.

Внезапный уход этой внешне невыносимой для всех женщины высвечивает все лучшие качества братьев и сестёр, демонстрирует их семейную слаженность и взаимопонимание, существующее между ними несмотря ни на что единство и  готовность забыть о разногласиях.

Финальная сцена яркая, запоминающаяся.

Вообще последние главы, особенно заключительные страницы, дали мне тот самый смысл, ради которого стоило книгу всё-таки прочесть.

Оценка 3,5/5

Подходит к пунктам
31. История сиблингов
50. Социальная драма

Заметки непритязательного читателя

Хеджес П., challenge2024, #зимниесказки, 51 (2024), американская литература, драма, 31 (2024)

Previous post Next post
Up