Книжный челлендж 2024, 4. Название в одно слово
Рита Мональди и Франческо Сорти «Imprimatur» (исторический детектив из серии "Атто Мелани")
Рита Мональди - специалист по классической филологии, Франческо Сорти - музыковед. В начале своей карьеры они были журналистами. Вместе они опубликовали несколько исторических романов, которые были переведены более чем на 20 языков и стали международными бестселлерами. После бойкота «Imprimatur» в Италии писатели решили больше не издавать свои книги у себя на родине.
Любовь к истории, поиску и копанию в архивах заставили их отказаться от журналистики и начать писать книги. То, что поначалу казалось удачным, в конце концов закончилось вынужденной "ссылкой" в Вене.
Их литературная одиссея началась с первого романа «Imprimatur». На основе документов, найденных авторами в архивах, рассказывается о неизвестных событиях в истории католической церкви.
Оказалось, что Ватикан был не в восторге от их находок.
Краткое пояснение: После теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года церковь хотела ускорить процедуру канонизации Папы Иннокентия XI из могущественной банковской семьи Одескальки, беатифицированного в 1956 году.
В 1683 году Папа Иннокентий XI финансировал церковными деньгами польского короля Яна Собеского, спасителя Вены от турок и, таким образом, Запада от ислама. Его канонизацией Ватикан хотел подчеркнуть его вклад в борьбу с террором.
Мональди и Сорти в ходе своего исследования в архивах Ватикана нашли документ, доказывающий нечто очень зазорное для Церкви: для того чтобы вернуть деньги (вложенные в освобождение Вены) Иннокентий XI помог протестанту Вильгельму Оранскому утвердиться на английском престоле вместо католика Якова III, вызвав раскол внутри англиканской церкви.
В результате канонизация Иннокентия XI была приостановлена, а роман «Imprimatur» был изъят из печати и продажи.
Издательство Mondadori, когда-то возглавляемое премьер-министром Сильвио Берлускони, изначально планировало выпустить «Imprimatur» большим тиражом (первое издание 15 000 экземпляров, второе - 22 500 экземпляров), но внезапно все книги были изъяты из итальянских книжных магазинов. Книга исчезла.
Писатели вынуждены были уехать из Италии и поселились в Вене.
Сейчас все книги издаются голландским издательством "De Bezige Bij", которое выпустило также ограниченное издание «Imprimatur» на итальянском языке.
Главный герой их первых романов - Атто Мелани, известный итальянский певец-кастрат (брат композитора Алессандро Мелани), дипломат, писатель и шпион при французском дворе короля Людовика XIV.
Две недели жаркого позднеримского лета, с 11 по 25 сентября 1683 года, которые могли изменить мировую историю. На постоялом дворе «Оруженосец», в одной из бесчисленных маленьких гостиниц Вечного города, умирает гость, старый французский дворянин де Муре. Обстоятельства его смерти предполагают случай чумы и городские власти действуют незамедлительно и жестко.
Постоялый двор закрыт и охраняется, а его постояльцы помещены в карантин. Кристофано, известный врач из Сиены, исключает чуму как причину смерти. Он предполагает, что это - яд. Тот факт, что это не чума, совершенно не успокаивает постояльцев (среди них мог быть убийца).
Постояльцы, они же подозреваемые, разные. Среди них музыкант из Парижа, иезуит из Гранады, поэт из Неаполя, стеклодув из Венеции, англичанин-путешественник и два спутника покойного де Муре. Некоторые из них не те, за кого себя выдают. У всех есть тайны, почти все вовлечены в игру интриг. Постоянная неопределенность относительно того, кому из постоялого двора следует доверять (на самом деле, никому).
Аббат Атто Мелани из Пистойи, тоже гость, подозревает убийство и с помощью слуги хозяина гостиницы начинает искать виновного.
Теория Кристофано кажется верной, когда с Пеллегрино, хозяином постоялого двора происходит загадочный несчастный случай.
Смерть де Муре ведет в самое сердце политических и церковных интриг, определяющих судьбу всей Европы.
Слуга - наивный, но неглупый подросток (сирота, получивший хорошее образование в монастыре) замечает, что всем присутствующим есть что скрывать. Он оказывается вовлеченным в убийственные интриги с участием Папы, австрийского императора, короля Франции, воинственных турок и их бесчисленных безжалостных союзников.
«Imprimatur» - исторический триллер, основанный на якобы загадке мировой истории.
Писатели работали над своим произведением десять лет и собрали бесчисленное количество кусочков исторической мозаики. Богатство изложенных фактов впечатляет: политика, религия, медицина, ремесла, архитектура, кулинария, алхимия, музыка. Захватывающая и весьма занимательная игра фактами и мифами à la «Имя розы» Умберто Эко.
Но, мне кажется, Мональди и Сорти не хватает той неподражаемой легкости, с которой Умберто Эко перемещался между наукой и непринужденным повествованием.
Книга Мональди и Сорти немного затянута - история о заговоре, охватившем Европу, не сочетается с классическим "убийством в запертой комнате": бесчисленные загадки, будут объяснены только в финале.
Кроме того, мне показалось лишним приплетать историю суперинтенданта Фуке, о котором все читали у Дюма.
Интересна теория иезуита - все болезни можно лечить музыкой, правильно подбирая соответствующие произведения. Красивая теория.
И еще по поводу чумы - приведу одну цитату из разговора мальчика-слуги и Атто Мелани (мне видятся некоторые параллели с пандемией).
"есть secretum morbi - тайна, как возбудить и распространить чуму, и secretum vitae - тайна, как с ней бороться.
Кирхер (Атаназиус Кирхер - немецкий иезуит, востоковед и ученый) делает основной упор на том, что цикл чумы на завершающей стадии представляет собой нечто неожиданное, таинственное, чуждое медицине: достигнув пика, болезнь senescit ex abrupto, то есть резко идет на спад.
Странно. Отчего же Кирхер не обнародовал это свое открытие?
- Может, боялся, что кто-нибудь возьмет да и использует его во вред людям. Стоит только передать рукопись печатнику и можно лишиться приоритета ценного открытия. А попади подобное открытие в злые руки, представь, какими несчастьями это могло бы обернуться для целого мира."
*** *** ***
Я не историк, мне трудно судить, были ли действительно найдены рукописи в Ватикане, или это вымысел авторов.
Только эксперт может сделать вывод, о том, кто же Иннокентий XI - герой истории или злодей - умный, но беспринципный человек, который ради собственной выгоды злоупотребляет своим служебным положением, как орудием своей жадности к власти и деньгам, и знает, как искусно замести следы.
Подходит к пунктам:
4. Название в одно слово
10. Авторский дебют
37. Герой испытывает временные ограничения в движениях
51. «Скелет в шкафу»